Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки

Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Страница 6

Большинство авторов в качестве основной называют функцию управле­ния и регуляции поведения и деятельности (Рогов Е.И., 1999; Богородская Э.Ф., Чернаенко Т.К., 2001; Зобков В.А., 1982; Киреева Н.Н., Карпухина O.K., 2001). Это обеспечивает возможность наилучшим образом приспособиться к условиям существования. Г.В. Лозовая (2003) выделяет функцию обеспечения наиболее лучшей ориентации в объективной и субъективной действительно­сти. Это позволяет человеку понять свои потребности, возможности и сориен­тироваться в общении и деятельности.

Как любое крупное явление^ самооценка формируется в результате сложных процессов, которые в литературе обычно называются механизмами формирования самооценки. Таких механизмов два: Г.В. Лозовая (2003) назы­вает их «пассивным» и «активным». Первый начинает работать в онтогенезе раньше и заключается в восприятии и усвоении ребёнком внешних оценок, которыми награждают его родители, воспитатели и всё окружение (Гранов­ская P.M., 1997; Кузьмин Е.С., Семёнов В.Е., 1987). Поскольку такой процесс интериоризации чужих оценок осуществляется без активного анализа лично­стью собственных качеств, его можно назвать «пассивным». Далее, развиваясь, ребёнок всё чаще начинает самостоятельно и осознано давать определённые оценки разным своим проявлениям, сравнивая себя с другими людьми, с отно­шением к нему, с теми нормами и идеалами, которые существуют в обществе. Такой механизм формирования самооценки требует от личности сложной ана­литической деятельности, поэтому является «активным» процессом.

На процесс же формирования самооценки могут оказывать влияние раз­нообразные воздействия. На высокий или низкий уровень общей самооценки оказывает влияние целый комплекс факторов, в качестве которых можно на­звать индивидуальные особенности личности и то, насколько важно для неё оцениваемое качество, конкретная ситуация, содержание деятельности и дос­тигнутые в ней результаты, а так же социальные условия и другое (Кон И.С., 1978). Особенности частных самооценок спортсменов могут быть связаны с их половой принадлежностью, что отмечается рядом исследований. Так, Лозовая Г.В. (2002) приходит к выводу о том, что для самооценки спортсменов более важными оказываются их профессиональные качества, в отличие от спортсме­нок, основой для самооценки которых становятся качества личностные.

Каковы же современные представления о месте самооценки в ряду пси­хических явлений?

Самооценка, несомненно, является феноменом, относящимся к сфере самосознания личности. Однако нахождение ответа на вопрос о месте само­оценки в рамках этого явления связано с определёнными трудностями. Они заключаются в том, что на сегодняшний день в психологии не существует единой и стройной теории, объясняющей компонентный состав самосознания. Одни делают акцент на субъективные, внутренние особенности индивида (например, эгопсихология, экзистенцианализм, фрейдизм), другие - на такой элемент самосознания, как образ «Я», третьи рассматривают человеческое «Я» с позиций теории личности или теории самосознания. Это, в свою очередь, как отмечает И.С. Кон (1978), создаёт трудности в процессе классификации раз­личных точек зрения на затронутую проблему.

Проблема самосознания личности - одна из фундаментальных в совре­менной психологии. Е.С. Кузьмин и В.Е. Семёнов (1987) отмечают, что само­сознание являет собой высшую форму выражения направленного на себя соз­нания человека как члена общества. П.А. Сорокун (1997) называет самосозна­ние рефлексивным сознанием, посредством которого у человека формируется система знаний о собственном внутреннем мире, на основе которых возникает образ «Я». Эти процессы, конечно, сопровождаются определённым к ним от­ношением, которое находит выражение в самооценке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Технические приемы в психоаналитически-ориентированной терапии
Возникновение психоанализа как особой системы теоретических воззрений было неразрывно связано с появлением и особой терапевтической техники, пришедшей на смену гипнозу, который Фрейд практиковал до того, как начал создавать свое учение. Анализируемый пациент располагался лежа на кушетке, а аналитик сидел у изголовья вне его поля зрения. ...

Рациональное и чувственное познания действительности
Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний . Главные элементы чувственного познания: · ощущения, · восприятия, · представления, · эмоции. С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмето ...

Социометрия
Мы использовали параметрический метод, который ограничивает количество выборов, делаемых каждым студентом. Для нашей группы, состоящей из 15 человек, каждому члену группы предложено сделать по 3 позитивных и 3 негативных выбора. Нами избран критерий совместного времяпрепровождения. Социометрическая карточка выглядит следующим образом: ...