Огромный вклад в развитие учения о самосознании личности внесли отечественные психологи, среди которых А.А. Бодалёв (1999), И.С. Кон (1978, 1981, 1983), В.А. Петровский (1982), А.Г. Спиркин (1972), В.В. Столин (1983), И.И. Чеснокова (1977), R. Bums (1979), С.Н. Cooley (1964), А.Н. Maslow (1968), C.R. Rogers (1959, 1968), М. Rosenberg (1965). В их трудах раскрываются вопросы генезиса, структуры, функций самосознания и представлений индивида о себе.
Обобщив различные точки зрения, можно выделить ряд общепринятых положений, касающихся существенных характеристик самосознания, в том числе и самооценки. Одним из них является признание самосознания центральной инстанцией психики, которая организует, объединяет и регулирует духовную жизнь индивида. Во многом функцию такой регуляции берёт на себя самооценка личности. Многими авторами отмечены важные процессы, относящиеся к сфере самосознания, среди которых самореализация, самоуважение, самовосприятие, самоатрибуция (Кон И.С, 1978), самозащита (Фрейд 3., 1989), самоидентичность (ощущение себя самом собой), самообман, (Столин В.В., 1983) самоафферентация во времени и пространстве, самоприспособление (приспособление к своим выборам и решениям), самопреобразование (Сарджвеладзе Н.И., 1989), самоопределение, самоактуализация и другие. И в обеспечении этих процессов немаловажную роль играет самооценка личности.
Самосознание считается процессом, деятельностью сознания, обращенного на познание человеком себя, оценку своих качеств и регуляцию собственной деятельности. Таким образом, в структуре самосознания выделяют триединство тесно связанных компонентов: когнитивного (самопознание), эмоционального (самоотношение, самооценка) и поведенческого (саморегуляция, самовоспитание) (Берне Р., 1986; Лебедев С.А., 2002). Иными словами, самосознание выступает в качестве внутреннего интегратора различных аспектов «Я» человека, а так же как инструмент, позволяющий оптимизировать общение личности с внешним миром, другими людьми, и важную роль в этих процессах играет именно самооценка (Жилин СВ., 2003). При этом обе стороны (и внешняя и внутренняя) сопровождаются более или менее интенсивными аффективными реакциями.
Итак, самооценка понимается как аффективный компонент самосознания личности - процесса осознания личностью самой себя. Она проявляется в оценивании личностью себя самой, своих психологических и физических качеств, и может быть охарактеризована уровнем, степенью адекватности и дифференцированности.
Особенности
самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции повеления индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у у ...
Развитие познания в истории человеческого общества
Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание
. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практиче ...
Сохранение
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после за ...
Разделы