Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки

Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Страница 3

Следующим вопросом методологии является проблема определения ви­дов самооценки. Различными авторами выделяется ряд критериев, по которым самооценка может классифицироваться на виды. Среди таковых отмечаются адекватность самооценки и её уровень (Марищук В.Л., 1984), самоафферента-ция человека во времени (Архиереева Т.В., 2001; Подволоцкая Н.Н., 2001; Психологический словарь, под ред. В.П. Зинченко, 1997, Краткий психологи­ческий словарь под ред. М.И. Дьяченко, 1998), степень обобщения челове­ком своих качеств и степень позитивности воздействия самооценки на качест­во адаптации человека (Лозовая Г.В., 2003).

В соответствии с перечисленными критериями, называются следующие виды самооценки. По степени адекватности или соответствия действительно­сти различают адекватную и неадекватную самооценки. Однако здесь перед исследователями встаёт проблема определения меры адекватности, то есть, насколько точно самооценка отражает реальный характер человека. И.С. Кон (1978) отмечает, что люди в принципе способны адекватно оценивать собст­венные качества и возможности. В то же время, рядом исследователей (Бердя­ев Н.А., 1991; Знаков В.В., Павлюченко Е.А., 2002) отмечается тот факт, что знание человеком самого себя не может быть исчерпывающим и свободным от противоречий. СВ. Жилин (2003) отмечает, что субъект не способен надёжно и неискажённо давать отчёт своим действиям и внутренним процессам. Неиз­вестно, может ли человек, не изучив собственные качества и возможности, правильно оценивать их, иными словами, будет ли его самооценка достаточно адекватной. Считается что адекватная самооценка формируется в подростко­вом возрасте (Чеснокова И.М., 1977). Однако в литературе встречаются дан­ные, говорящие о том, что даже у взрослого человека самооценка своих ка­честв может не соответствовать реальной картине (Аппаев М.Б., Якунин В.А., 2001), что может носить характер психологической защиты (Богородская Э.Ф., Черниченко Т.К., 2000). В связи с этим, перед исследователем встаёт вопрос: какая степень адекватности самооценки является наиболее оптимальной с точки зрения адаптированности личности к жизнедеятельности?

Далее, в литературе встречается выделение завышенной, заниженной и средней самооценки. Завышенная самооценка выражается в переоценке инди­видом своих качеств и возможностей, заниженная - напротив, в их недооцен­ке. Некоторые авторы называют это комплексом превосходства и неполноцен­ности (Сорокун П.А., 1997). Во многих работах такая «неправильная» само­оценка объясняется недостаточной чёткостью образа «Я» (Берне Р., 1986; Со­колова Е.Т., 1989; Хорни К., 1997). Однако существует мнение, согласно кото­рому данный подход говорит не о видах самооценки, а о совершенно иной ме­тодологической категории, а именно - о её уровне: высоком, низком или сред­нем (Лозовая Г.В., 2003). Такой подход кажется более точным и методологи­чески оправданным, поскольку завышенная и заниженная самооценка и есть неадекватная, когда человек неправильно себя оценивает. В то же время сред­няя самооценка не всегда адекватна, она может быть и заниженной, и завы­шенной. Некоторые авторы отмечают, что самооценка структурирована во вре­мени и выделяют такие её виды, как актуальная («какой я здесь и теперь»), ретроспективная («каким я был в прошлом») и прогностическая («каким я бу­ду») (Архиереева Т.В., 2001; Краткий психологический словарь под ред. М.И. Дьяченко, 1998; Лозовая Г.В., 2003; Подволоцкая Н.Н., 2001; Психоло­гический словарь, под ред. В.П. Зинченко, 1997). Однако, как отмечает СВ. Жилин (2003), оценку себя в будущем вернее было бы назвать уровнем притя­заний личности. Самооценка же подразумевает оценивание личностью себя здесь и сейчас, а не своё идеальное «Я».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Роль самопознания в формировании самооценки личности
СВ. Жилин (2003) в качестве одного из механизмов формирования Я-концепции человека называет целенаправленную деятельность по совершен­ствованию собственной личности. В основе такой деятельности лежит процесс самопознания. Поскольку самооценка является компонентом Я-концепции личности (Жилин С.В, 2003) а так же самосознания человека (Бер ...

Языки-посредники: возможность диалога.
Это поистине революционное направление в этологии и психолингвистике ведет начало с замечательных экспериментов Алена и Беатрис Гаpднеpов, обучивших шимпанзе американскому варианту жестового языка глухонемых (ASL – American Sign Language). Эксперименты Гарднеров имеют некоторую предысторию. Еще в 17 веке путешественник Самюэль Пепис сд ...

Распределение внимания
Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записыв ...