Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки

Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Страница 3

Следующим вопросом методологии является проблема определения ви­дов самооценки. Различными авторами выделяется ряд критериев, по которым самооценка может классифицироваться на виды. Среди таковых отмечаются адекватность самооценки и её уровень (Марищук В.Л., 1984), самоафферента-ция человека во времени (Архиереева Т.В., 2001; Подволоцкая Н.Н., 2001; Психологический словарь, под ред. В.П. Зинченко, 1997, Краткий психологи­ческий словарь под ред. М.И. Дьяченко, 1998), степень обобщения челове­ком своих качеств и степень позитивности воздействия самооценки на качест­во адаптации человека (Лозовая Г.В., 2003).

В соответствии с перечисленными критериями, называются следующие виды самооценки. По степени адекватности или соответствия действительно­сти различают адекватную и неадекватную самооценки. Однако здесь перед исследователями встаёт проблема определения меры адекватности, то есть, насколько точно самооценка отражает реальный характер человека. И.С. Кон (1978) отмечает, что люди в принципе способны адекватно оценивать собст­венные качества и возможности. В то же время, рядом исследователей (Бердя­ев Н.А., 1991; Знаков В.В., Павлюченко Е.А., 2002) отмечается тот факт, что знание человеком самого себя не может быть исчерпывающим и свободным от противоречий. СВ. Жилин (2003) отмечает, что субъект не способен надёжно и неискажённо давать отчёт своим действиям и внутренним процессам. Неиз­вестно, может ли человек, не изучив собственные качества и возможности, правильно оценивать их, иными словами, будет ли его самооценка достаточно адекватной. Считается что адекватная самооценка формируется в подростко­вом возрасте (Чеснокова И.М., 1977). Однако в литературе встречаются дан­ные, говорящие о том, что даже у взрослого человека самооценка своих ка­честв может не соответствовать реальной картине (Аппаев М.Б., Якунин В.А., 2001), что может носить характер психологической защиты (Богородская Э.Ф., Черниченко Т.К., 2000). В связи с этим, перед исследователем встаёт вопрос: какая степень адекватности самооценки является наиболее оптимальной с точки зрения адаптированности личности к жизнедеятельности?

Далее, в литературе встречается выделение завышенной, заниженной и средней самооценки. Завышенная самооценка выражается в переоценке инди­видом своих качеств и возможностей, заниженная - напротив, в их недооцен­ке. Некоторые авторы называют это комплексом превосходства и неполноцен­ности (Сорокун П.А., 1997). Во многих работах такая «неправильная» само­оценка объясняется недостаточной чёткостью образа «Я» (Берне Р., 1986; Со­колова Е.Т., 1989; Хорни К., 1997). Однако существует мнение, согласно кото­рому данный подход говорит не о видах самооценки, а о совершенно иной ме­тодологической категории, а именно - о её уровне: высоком, низком или сред­нем (Лозовая Г.В., 2003). Такой подход кажется более точным и методологи­чески оправданным, поскольку завышенная и заниженная самооценка и есть неадекватная, когда человек неправильно себя оценивает. В то же время сред­няя самооценка не всегда адекватна, она может быть и заниженной, и завы­шенной. Некоторые авторы отмечают, что самооценка структурирована во вре­мени и выделяют такие её виды, как актуальная («какой я здесь и теперь»), ретроспективная («каким я был в прошлом») и прогностическая («каким я бу­ду») (Архиереева Т.В., 2001; Краткий психологический словарь под ред. М.И. Дьяченко, 1998; Лозовая Г.В., 2003; Подволоцкая Н.Н., 2001; Психоло­гический словарь, под ред. В.П. Зинченко, 1997). Однако, как отмечает СВ. Жилин (2003), оценку себя в будущем вернее было бы назвать уровнем притя­заний личности. Самооценка же подразумевает оценивание личностью себя здесь и сейчас, а не своё идеальное «Я».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Вспомогательные методы психологии
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, - в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешен ...

Виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных ви­дов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно­стей деятельности по запоминанию и воспроизведению. ...

Причины возникновения стресса на работе
Наиболее существенными глобальными факторами возникновения стресса являются: - развитие научно-технического прогресса; - увеличение темпа жизни; - рост плотности населения в мегаполисах, который ведет к изменению размеров транспортных потоков, росту необходимых контактов и усиливающемуся шуму. Реструктуризация компаний и сокращения ...