Здесь, как и в модели 3, присутствует сознательный конфликтный умысел. Мотив конфликта - извлечение пользы из другого человека в ущерб его интересам. Данный конфликт основан на изначальном неравенстве сил сторон и стремление сильной стороны удовлетворить свои потребности за счет слабой, в том числе путем нанесения ей вреда. Под силой в данном случае обычно понимается способность добиваться своих целей, невзирая на противодействие другой стороны. Характера этическая, нравственная ущербность мотивации агрессивной стороны.
Развитие конфликта определяется:
степенью неравенства сил сторон;
мерой и характером зависимости слабой стороны от сильной;
характером защитных действий слабой стороны;
открытостью конфликта для окружения конфликтующих и мерой влияния среды конфликта на его участников.
Основные варианты:
Умышленная агрессия и издевательство. Этот вариант не следует путать с разрядкой внутриличностного конфликта, где осознанной конфликтной мотивации нет. В данном случае конфликт обычно исходит от человека, обладающего властью над партнером по взаимодействию, когда тот явно зависим от него. При этом характерна явная аморальность сильного, а иногда и наличие садистских наклонностей, стремление получать удовольствие от унижения другого человека.
Благовидное принуждение. Сильная сторона принуждает слабую к совершению определенных действий под благовидным предлогом (во имя интересов дела или пользы для самой же принуждаемой стороны).
Манипулирование и обман. Скрытое воздействие в ущерб интересам другого и попытки его обмануть рано или поздно становятся известными, что и влечет за собой, в зависимости от реакции страдательной стороны, развертывание конфликта.
Отставленная защита (месть). Один из очень распространенных вариантов с рядом подвариантов. Связан чаще всего с замаскированным нанесением ущерба другой стороне в ответ на причиненный (или якобы причиненный) ранее ущерб. Это может быть так называемый "волк в овечьей шкуре", могут быть подварианты зависти, ревности и др.
При диагностике:
чаще всего заметна асимметричность конфликта, наличие нападающей и защищающейся стороны, неравенство их сил;
полезно обращать внимание на наличие мелких конфликтных эпизодов, которые предшествуют развертыванию конфликта ("подставил ножку", "подложил свинью" и т.п.) и в целом на историю развития взаимоотношений сторон;
труднее обычно разобраться в скрываемой и маскируемой мотивации, встречаются случаи легендирования конфликтного поведения.
При урегулировании и разрешении конфликта: прежде всего, важно добиться прекращения агрессивных действий активной стороны за счет применения власти и воздействия авторитетных лиц; используя психологические приемы, достичь более полного, ясного и ответственного осознания инициативной стороной причин своих действий, ибо довольно часто нравственная ущербность собственной мотивации осознается агрессором лишь частично; соответствующая перестройка конфликтной мотивации "волка" - ключевой момент в разрешении данного конфликта; срабатывает эффект публичного обсуждения в коллективе (или даже угрозы такового); полезна также специальная работа со страдательной стороной по обучению её навыкам психологически эффективного поведения в данной ситуации.
Влияние социума на
формирование аддиктивных механизмов
Семья
– это самый первый институт социализации ребёнка. «В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений». Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи ...
Возникновение
психологии как науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, ...
Мотивация учебной деятельности учащихся
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз.
Согласно Е.П. Ильину, основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различи ...



Разделы