Методики диагностики свойств личности
Страница 1

Состав качеств личности, которые могут быть взаимосвязанными с са­мооценкой личности, определялся с помощью процедуры экспертной оценки. В качестве экспертов выступили психологи (имеющие высшее образование), которые должны были оценить степень влияния каждого из предложенных ка­честв на самооценку. В результате подсчета средних арифметических был оп­ределен список качеств, которые, по мнению психологов, оказывают наи­большее влияние на самооценку личности (Приложение 2).

Качества личности были объединены в несколько групп: нейродинами-ческие (свойства нервной системы и темперамента)^ когнитивные^ эмоцио­нальные, регуляторные (волевые), мотивационные и коммуникативные.

Методики изучения нейродинамических характеристик.

1. Показатели свойств нервной системы изучались с помощью методики Я. Стреляу (1974; Вяткин Б.А., 1978; Приложение 3). Опросник построен на самоотчете спортсменов, которые с помощью самонаблюдения и самоанализа обобщают проявления свойств нервных процессов и используют три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». Данная методика применялась в несколько сокращенном и модифицированном варианте, с учетом специфики соревнова­тельной деятельности спортсменов. Изучалась сила нервной системы, под­вижность и уравновешенность нервных процессов (НП)

2. Показатели свойств темперамента определялись с помощью методики Э. Бренгельман - Л. Бренгельман (Практические занятия по психологии, 1989, С. 31-34).

Методика представляет собой опросник, который содержит 48 вопросов (варианты ответа «да» или «нет»). Ответы сверяются с ключом, в результате чего делается вывод о степени выраженности того или иного свойства темпе­рамента. С помощью методики изучаются следующие свойства темперамента:

- экстраверсия - интроверсия;

- ригидность - пластичность;

- эмоциональная возбудимость;

- темп реакций;

- активность.

3. Показатель нервно-психической устойчивости личности изучался с помощью методики «Определение нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» Санкт-Петербургской Военно- Медицинской Академии (Практическая психодиагностика, 1998, С. 544-548).

Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 84 утвер­ждений (варианты ответа «да», и «нет»). Ответы сопоставляются с ключом и подсчитывается сумма баллов, в соответствии с которой и делается вывод от­носительно уровня нервно-психической устойчивости.

Нервно-психическая устойчивость представляет собой уровень эмоцио­нальности, может рассматриваться как самостоятельная эмоциональная характеристика личности, отдельно, так и в числе нейродинамических ее свойств, конкретно - свойств темперамента. Поэтому выставлялось сводное (среднее) значение показателей эмоциональной и нервно-психической устойчивости.

4. Для выявления уровня тревожности была использована методика Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (Рогов Е.И., 1996, С.234-237).

Методика представляет собой 2 анкеты шкального типа (от 1 до 4) по 20 вопросов в каждой, в которых испытуемому предлагается оценить степень справедливости высказываний относительно своего состояния текущего и обычного. Обработка результатов осуществляется в соответствии с предло­женным ключом. С помощью данной методики определяется выраженность:

- реактивной (ситуативной) тревожности;

- личностной тревожности (как черты характера).

В данной работе использовался лишь опросник личностной тревожности. Методики изучения когнитивных характеристик личности.

1. Показатели свойств интеллекта определялись с помощью методики Р. Амтхауэра (Николаев А.Н., 1996, С. 4-16).

Методика представляет собой ряд субтестов, каждый из которых содер­жит по 20 заданий, на выполнение которых дается ограниченное количество времени. В некоторых случаях варианты ответа предусмотрены, а в некоторых - нет. Число верно выполненных заданий в каждом субтесте суммируется и отражает уровень развития одного из свойств интеллекта.

Для решения задач данного исследования были отобраны следующие характеристики интеллекта:

- уровень осведомленности (эрудиция);

- умение обобщать (находить похожее в различных явлениях);

- умение устанавливать логические связи между понятиями.

2. Показатель когнитивного стиля «широта категоризации» определялись с помощью «Методики изучения когнитивного стиля «широта категоризации»» А.Н. Николаева (2001, С. 126-129).

Методика представляет собой анкету шкального типа, которая включает в себя список из 20 личностных качеств в их полярном проявлении (например, «активный - пассивный»). Испытуемым предлагалось оценить выраженность данных качеств у себя. Для этого им нужно было отметить на шкале соответ­ствующую цифру. В данной методике используется 18-ти балльная двухпо­люсная шкала (например, трусливый 9876543210123456789 сме­лый).

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1 Тест Тимоти Лири Техника проведения: Данный опросник может быть применен для изучения психологической совместимости двух и более людей, анализ причин конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожиданий. Испытуемый отвечает на опросник несколько раз с другими инструкциями, например: «Я», «Идеальное «Я», «Моя жена», «Мой ...

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный академиком Климовым Е.А. Стадия предыгры («эпоха раннего детства» по переорганизации Эльконина Д.Б ...

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?
Прислушайтесь к советам Д. Карнеги; · не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным; · не делайте порывистых, резких движений локтями; · не делайте слишком отрывистых жестов; · если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения; · делайте т ...