Методики диагностики свойств личности
Страница 1

Состав качеств личности, которые могут быть взаимосвязанными с са­мооценкой личности, определялся с помощью процедуры экспертной оценки. В качестве экспертов выступили психологи (имеющие высшее образование), которые должны были оценить степень влияния каждого из предложенных ка­честв на самооценку. В результате подсчета средних арифметических был оп­ределен список качеств, которые, по мнению психологов, оказывают наи­большее влияние на самооценку личности (Приложение 2).

Качества личности были объединены в несколько групп: нейродинами-ческие (свойства нервной системы и темперамента)^ когнитивные^ эмоцио­нальные, регуляторные (волевые), мотивационные и коммуникативные.

Методики изучения нейродинамических характеристик.

1. Показатели свойств нервной системы изучались с помощью методики Я. Стреляу (1974; Вяткин Б.А., 1978; Приложение 3). Опросник построен на самоотчете спортсменов, которые с помощью самонаблюдения и самоанализа обобщают проявления свойств нервных процессов и используют три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». Данная методика применялась в несколько сокращенном и модифицированном варианте, с учетом специфики соревнова­тельной деятельности спортсменов. Изучалась сила нервной системы, под­вижность и уравновешенность нервных процессов (НП)

2. Показатели свойств темперамента определялись с помощью методики Э. Бренгельман - Л. Бренгельман (Практические занятия по психологии, 1989, С. 31-34).

Методика представляет собой опросник, который содержит 48 вопросов (варианты ответа «да» или «нет»). Ответы сверяются с ключом, в результате чего делается вывод о степени выраженности того или иного свойства темпе­рамента. С помощью методики изучаются следующие свойства темперамента:

- экстраверсия - интроверсия;

- ригидность - пластичность;

- эмоциональная возбудимость;

- темп реакций;

- активность.

3. Показатель нервно-психической устойчивости личности изучался с помощью методики «Определение нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» Санкт-Петербургской Военно- Медицинской Академии (Практическая психодиагностика, 1998, С. 544-548).

Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 84 утвер­ждений (варианты ответа «да», и «нет»). Ответы сопоставляются с ключом и подсчитывается сумма баллов, в соответствии с которой и делается вывод от­носительно уровня нервно-психической устойчивости.

Нервно-психическая устойчивость представляет собой уровень эмоцио­нальности, может рассматриваться как самостоятельная эмоциональная характеристика личности, отдельно, так и в числе нейродинамических ее свойств, конкретно - свойств темперамента. Поэтому выставлялось сводное (среднее) значение показателей эмоциональной и нервно-психической устойчивости.

4. Для выявления уровня тревожности была использована методика Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (Рогов Е.И., 1996, С.234-237).

Методика представляет собой 2 анкеты шкального типа (от 1 до 4) по 20 вопросов в каждой, в которых испытуемому предлагается оценить степень справедливости высказываний относительно своего состояния текущего и обычного. Обработка результатов осуществляется в соответствии с предло­женным ключом. С помощью данной методики определяется выраженность:

- реактивной (ситуативной) тревожности;

- личностной тревожности (как черты характера).

В данной работе использовался лишь опросник личностной тревожности. Методики изучения когнитивных характеристик личности.

1. Показатели свойств интеллекта определялись с помощью методики Р. Амтхауэра (Николаев А.Н., 1996, С. 4-16).

Методика представляет собой ряд субтестов, каждый из которых содер­жит по 20 заданий, на выполнение которых дается ограниченное количество времени. В некоторых случаях варианты ответа предусмотрены, а в некоторых - нет. Число верно выполненных заданий в каждом субтесте суммируется и отражает уровень развития одного из свойств интеллекта.

Для решения задач данного исследования были отобраны следующие характеристики интеллекта:

- уровень осведомленности (эрудиция);

- умение обобщать (находить похожее в различных явлениях);

- умение устанавливать логические связи между понятиями.

2. Показатель когнитивного стиля «широта категоризации» определялись с помощью «Методики изучения когнитивного стиля «широта категоризации»» А.Н. Николаева (2001, С. 126-129).

Методика представляет собой анкету шкального типа, которая включает в себя список из 20 личностных качеств в их полярном проявлении (например, «активный - пассивный»). Испытуемым предлагалось оценить выраженность данных качеств у себя. Для этого им нужно было отметить на шкале соответ­ствующую цифру. В данной методике используется 18-ти балльная двухпо­люсная шкала (например, трусливый 9876543210123456789 сме­лый).

Страницы: 1 2 3


Задачи по курсу
Введение в психологию: 1)Предметом психологии является психика человека. И до сих пор остается спорным вопрос – что же является психикой человека? 6)Душа, как и психика, отражает человеческое «Я», и каждый человек стремится «скрыть» себя. Поэтому заглянуть в чужую душу невозможно. 13)Каждый человек имеет возможности, но не каждый их ...

Формирование самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Цель, задачи и содержание формирующего этапа
Анализ теоретических источников и результаты констатирующего этапа позволили нам сделать вывод, что с подростками с нарушением интеллекта необходима работа по коррекции самооценки. Целью формирующего этапа является выявление особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Для достижения поставленной цели нам ...

Глоссарий
№п/п Новое понятие Содержание 1 2 3 1 Психоанализ (от греч. душа и разложение) – направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. – первой трети XX в. Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явле ...