Методики диагностики свойств личности
Страница 2

Степень разброса оценок у конкретного испытуемого дает представле­ние о широте или узости категоризации. Чем больше разброс, тем больше ши­рота категоризации.

Методики изучения регуляторных характеристик личности.

1. Показатели волевых качеств личности определялись с помощью ме­тодики Н.Б. Стамбуловой в модификации Б. Бермана (2002, С. 185-189). Дан­ная методика позволяет выявить степень выраженности волевых качеств, в то время как их генерализованность не изучается.

Методика представляет собой анкету шкального типа (от 1 до 5 баллов), состоящую из 5 блоков по 10 вопросов, каждый из которых направлен на изу­чение определенных волевых качеств. Сумма баллов свидетельствует от уров­не выраженности каждого из качеств. С помощью данной методики изучаются следующие волевые качества:

- целеустремленность;

- смелость и решительность;

- настойчивость и упорство;

- инициативность и самостоятельность;

- самообладание и выдержка.

Методики изучения мотивационных характеристик личности.

1. Уровень притязаний личности изучался с помощью методики Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., 1998, С. 51-54).

Суть методики заключается в том, что испытуемые должны оценить не только реальную, но и идеальную выраженность различных личностных ка­честв по 9-ти балльной шкале. Среднее арифметическое частных оценок отра­жает общий уровень притязаний личности.

2. Показатели ценностных ориентации личности определялись с помощью методики А.Н. Николаева (2000, С. 40-43).

Методика представляет собой анкету шкального типа (от 1 до 5 баллов), состоящую из 60 вопросов, в каждом из которых испытуемому предлагается оценить степень значимости определенной ценности. В соответствии с имею­щимся ключом, подсчитывается количество баллов по каждой из изучаемых ценностей, что позволяет сделать вывод о степени их выраженности. Данная методика позволяет изучать ценностные ориентации на:

- автономность, независимость;

- безопасность и защищенность;

- богатство духовной культуры;

- религиозную жизнь;

- власть и влияние;

- здоровье;

- известность;

- интересную работу;

- личностный рост;

- материальный успех;

- межличностные контакты, общение;

- нравственные качества;

- общественную деятельность;

- привлекательность;

- привязанность и любовь;

- профессиональные качества;

- свободу и демократию в обществе;

- служение людям;

- чувственные удовольствия;

- яркие впечатления от жизни.

3. Мотивация успеха определялась с помощью методики А.А. Реана (2001, С. 12-15).

Методика состоит из 20 вопросов, отвечая на которые испытуемые должны выбрать один из вариантов ответа («да», «нет»). Полученные ответы обрабатываются в соответствии с ключом, на основе чего делался вывод о преобладающей тенденции в сторону мотивации на неудачу или на успех.

4. Показатели направленности личности определялись с помощью мето­дики В. Смейкала и М. Кучера (Ильин Е.П., 2000, С. 409-411).

Методика включает в себя 30 вопросов, на каждый из которых возмож­ны три ответа (а, Ь, с). Испытуемому предлагается выбрать тот из ответов, ко­торый лучше всего выражает его точку зрения и поставить букву ответа (a, b или с) напротив соответствующего пункта в графе «Больше всего». Затем не­обходимо выбрать наименее соответствующий ответ и поставить букву этого ответа напротив соответствующего пункта в графе «Меньше всего». Обработ­ка полученных данных: за букву, помещённую в первую рубрику начисляется 2 балла, а за букву, занесённую во вторую рубрику - 0 баллов. Ответы соотно­сятся с ключом, благодаря чему можно судить о выраженности трёх показате­лей, выявляемых данной методикой:

- направленность на себя;

- направленность на взаимоотношения (на других);

- направленность на задачу (на дело).

Нормативные уровни: 1-5 балла - низкая; 6-10 - средняя; 11-16 - высокая. Методики изучения характерологических свойств личности.

1. Степень уверенности в себе определялась с помощью методики, предложенной Л. Хьеллом и Д. Зиглером (1997, С. 363).

Методика представляет собой анкету шкального типа (от 0 до 4), со­стоящую из 10 вопросов, касающихся поведения человека в определенных жизненных ситуациях, требующих уверенности в себе. При обработке резуль­татов, суммировались все полученные числа. На основе полученных значений делался вывод о том, насколько уверенно испытуемый ведёт себя в различных ситуациях.

Страницы: 1 2 3


Причины возникновения стресса
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением. Итак, выделим источники стресса: 1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком); 2. Мелкие ежедневные неурядицы; 3. Конфликты либо общение с неприятными ...

Символические жесты
Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы з ...

Методы проведения профилактики профориентации
Так или иначе, но молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать р ...