Установка представляет собой первичное первичное по отношению к деятельности явление, но системно - деятельностный подход играет важную роль в определение понятия «профессиональной установки». Термин «профессиональная установка» впервые вводится бихевиористами, исследовавшими различную моторную активность при совершении тех или иных трудовых операций. В современной литературе понятие социально-психологических установок используется в социальной психологии труда, инженерной психологии.
Социальные установки имею следующие характерные признаки:
- представляют позицию оценочной природы;
- направлены на личностно – значимые объекты и ценности;
- сформированы в процессе социализации.
Описание социальных установок возможно на основе данного субъектом в вербальных суждениях отношения принятия-наепринятия, определяемое как осознанное установочное отношение или как глобальное отражение активации фиксированной установки в направлении к объекту.
«Установки – это эффективный способ дать окружающему миру оценку». С точки зрения Майерса при описании установок необходимо использовать 3 следующих характеристики:
- аффект (чувства);
- поведение (намерение);
- познание (мысли).
Установка – это связь, создаваемая нами между объектом его оценкой. Связь установки с оценкой отражает определенную – ценностно – ориентационную - научную парадигму в исследовании установок. В данном контексте установки выступают прежде всего как явления, представленные в сознании субъекта, но необязательно осознаваемые в момент исследования.
Согласно проведенным исследованиям В.А. Ядовым ценностные ориентации и социальные установки являются составляющими диспозиционной структуры личности. Введя понятие «актуальной социальной диспозиции личности», В.А. Ядов заложил основы динамического подхода к изучению личности, поставил вопрос о необходимости исследовать личность не обособленно, а в условиях осуществления конкретной деятельности.
Именно исследование социально – психологических установок в рамках конкретной профессиональной деятельности посвящены работы Э.С. Чугуновой и ее учеников. Исследуя особенности функционирования социально – психологических установок в профессиональной деятельности, она приходит к выводу о сложных составляющих, компонентах социально – психологических установок. В структурной деятельности применительно к профессиональной деятельности Э.С. Чугунова выделяет 6 компонентов, формирующих профессиональные установки:
1. Эмоциональный (сензитивный) компонент, связанный с отношением личности к профессии, обнаруживающий степень удовлетворенности специальностью, включающий разнообразную гамму чувств;
2. Коммуникативный компонент, который облегчает или затрудняет развитие системы деловых и межличностных связей в процессе профессионального взаимодействия;
3. Когнитивный компонент, являющий относительно устойчивые индивидуальные различия в особенностях познавательных процессов , что обнаруживается в индивидуально познавательных процессах в оценочных суждениях о рациональных типах работы и т.п.;
4. Мотивационный компонент, связанный с осознанием стимулов трудовой деятельности, соотношением внешних и внутренних факторов регуляции поведения в условиях профессиональной деятельности;
5. Пракситеский (поведенческий) компонент демонстрирует степень пассивно – активного отношения специалиста к профессиональным обязанностям, предрасположенность личности к реальным положительным (или отрицательным) действиям в своем микросоциуме;
Принципы холотропного дыхания. Теоретические
положения
Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком. Понимание того, что необычные состояния сознания, ...
Исследование руководителей малых предприятий с целью выявления
доминирующего стиля управления.
Для выявления доминирующего стиля управления использовалась методика «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки». Результаты представлены в табл. №1 и диаграмме 1.
Табл. 1
руководители
Стили управления
авторитарный
демократический
либеральный
Рук.1
15
7
2
Рук. 2
4
18
5 ...
Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников. Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное
развитие)
Для выявления у одаренных детей феномена эгоцентризма, была применена совокупность различных методов диагностики. Использованная нами программа обследования учащихся начальной школы была выбрана нами как наиболее опробованная и выверенная, рекомендованная Министерством образования РФ. Подбор тестов на эгоцентризм осуществлялся исходя из ...
Разделы