Установка представляет собой первичное первичное по отношению к деятельности явление, но системно - деятельностный подход играет важную роль в определение понятия «профессиональной установки». Термин «профессиональная установка» впервые вводится бихевиористами, исследовавшими различную моторную активность при совершении тех или иных трудовых операций. В современной литературе понятие социально-психологических установок используется в социальной психологии труда, инженерной психологии.
Социальные установки имею следующие характерные признаки:
- представляют позицию оценочной природы;
- направлены на личностно – значимые объекты и ценности;
- сформированы в процессе социализации.
Описание социальных установок возможно на основе данного субъектом в вербальных суждениях отношения принятия-наепринятия, определяемое как осознанное установочное отношение или как глобальное отражение активации фиксированной установки в направлении к объекту.
«Установки – это эффективный способ дать окружающему миру оценку». С точки зрения Майерса при описании установок необходимо использовать 3 следующих характеристики:
- аффект (чувства);
- поведение (намерение);
- познание (мысли).
Установка – это связь, создаваемая нами между объектом его оценкой. Связь установки с оценкой отражает определенную – ценностно – ориентационную - научную парадигму в исследовании установок. В данном контексте установки выступают прежде всего как явления, представленные в сознании субъекта, но необязательно осознаваемые в момент исследования.
Согласно проведенным исследованиям В.А. Ядовым ценностные ориентации и социальные установки являются составляющими диспозиционной структуры личности. Введя понятие «актуальной социальной диспозиции личности», В.А. Ядов заложил основы динамического подхода к изучению личности, поставил вопрос о необходимости исследовать личность не обособленно, а в условиях осуществления конкретной деятельности.
Именно исследование социально – психологических установок в рамках конкретной профессиональной деятельности посвящены работы Э.С. Чугуновой и ее учеников. Исследуя особенности функционирования социально – психологических установок в профессиональной деятельности, она приходит к выводу о сложных составляющих, компонентах социально – психологических установок. В структурной деятельности применительно к профессиональной деятельности Э.С. Чугунова выделяет 6 компонентов, формирующих профессиональные установки:
1. Эмоциональный (сензитивный) компонент, связанный с отношением личности к профессии, обнаруживающий степень удовлетворенности специальностью, включающий разнообразную гамму чувств;
2. Коммуникативный компонент, который облегчает или затрудняет развитие системы деловых и межличностных связей в процессе профессионального взаимодействия;
3. Когнитивный компонент, являющий относительно устойчивые индивидуальные различия в особенностях познавательных процессов , что обнаруживается в индивидуально познавательных процессах в оценочных суждениях о рациональных типах работы и т.п.;
4. Мотивационный компонент, связанный с осознанием стимулов трудовой деятельности, соотношением внешних и внутренних факторов регуляции поведения в условиях профессиональной деятельности;
5. Пракситеский (поведенческий) компонент демонстрирует степень пассивно – активного отношения специалиста к профессиональным обязанностям, предрасположенность личности к реальным положительным (или отрицательным) действиям в своем микросоциуме;
Понятие о человеке индивиде
В основе индивида человек может быть рассмотрен по принадлежности к какому-то классу животных и отряду животных. Человек относится к классу млекопитающих. Индивид –
в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью
. Индиви ...
Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?
Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;
· не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;
· не делайте порывистых, резких движений локтями;
· не делайте слишком отрывистых жестов;
· если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;
· делайте т ...
Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса
, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используе ...



Разделы