6. Рефлексивный компонент выступает в качестве перевода одного вида активности в другой, стимулирует саморегуляцию личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий, поступков. Кроме того, в процессе функционирования социально – психологических установок рефлексивный компонент отражает как реальную ситуацию, так и представление о ней (например, эталонные), а также прогнозирует собственное поведение и поведение других людей.
Разработанные 6 компонентов социально – психологических установок имеют методическое значение при разработке акет и тестов для исследования профессиональных установок.
Под социально – психологической установкой понимается предрасположенность, готовность к определенному социальному реагированию. Социальные установки не только формируются в деятельности, но и оказывают влияние на характер ее протекания.
Существуют различные социальные типы, группы людей, обладающие теми или иными социально - пихологческими установками, способствующими профессиональной успешности.
Термин «профессиональные установки» стал в последнее время достаточно устойчивым в психологической литературе (А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.). Однако разные исследователи вкладывают в его понимание разное содержание: «стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку и добиться в ней успеха, определенного социального статуса» (А.К. Марков); готовность субъекта к исполнению обязанностей, норм, предписаний к данной профессиональной роли, включающая в себя как психологическую предрасположенность (положительное отношение) к определенной профессиональной деятельности, так и профессиональную умелость для исполнения этой деятельности (К.М. Левитан); «активный выбор задач и моделирование в соответствии с ними собственного поведения» (К.М. Кондаков).
По мнению Е.В. Джавахишвили профессиональная установка представляет собой целостностное образование, которое регулирует и направляет психофизические силы личности для осуществления Своей профессиональной деятельности.
Профессиональная установка тесно связана с «образом мира» профессионала. Установки не существуют изолированно и значит их изменение обусловит возникновение других психологических проявлений. Например, нельзя изменить установку таким образом, чтобы это не привело к эмоциональным изменениям., выражающихся в переживаниях, имеющих чаще всего отрицательную модальность.
Установки не могут быть изменены, если не будет при этом меняться весь профессиональный образ мира, система смыслов, лежащих в его основе. Изменение образа мира есть одновременно и изменение образа жизни, личностного способа бытия человека в мире, который задает профессия.
Профессиональные установки можно представить, как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие системообразующую функцию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую «здесь и сейчас» личность профессионала «в его продленности в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значения, смысл, ценность» (В.Е. Клочко). Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности, как психологические новообразования профессиональной деятельности.
Выводы
Примененный нами комплекс стандартизированных психодиагностических методик, включающий в себя: тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса – Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.), опросник Г. Шмишека – К. Леонгарда, 16-факторный опросник Кэттелла (версия С, шкалы C, E, F, N, Q2), ЛФО-25 соответствовал поставленн ...
Методы борьбы в управленческой сфере
При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудникам сблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится на физические нагру ...
Детско-родительские отношения в неполных семьях
Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [19, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяютс ...
Разделы