Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов

Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов
Страница 1

Самооценка спортсменов, как было показано в обзоре литературы,.не­сколько отличается от самооценки лиц, непричастных к спорту. Однако для выявления оптимального уровня самооценки в плане ее влияния на показатели адаптированности спортсменов к спортивной и учебной деятельности и опре­деления возможностей ее коррекции с помощью самопознания необходимо изучение ее особенностей по отдельным характеристикам. Более того, таких характеристик должно быть достаточно много, поскольку не следует ожидать, что, если самооценка спортсменов в целом высокая, то и все ее характеристи­ки высоки. Важно отобрать те ее характеристики, которые наиболее сущест­венно отличаются от характеристик самооценки лиц далеких от спорта (в дан­ном случае — студентов).

Непомерно низкая самооценка даже одной из ее характеристик может оказать существенное влияние на самооценку в целом. Это обстоятельство де­лает необходимым ее поиск.

Экспериментально самооценка изучалась по двадцати шести характери­стикам. Из них выводился общий уровень самооценки. Кроме того, изучался уровень самооценки личности «в целом» (степень симпатии - антипатии к самому себе). Всего использовалось 28 характеристик личности.

Самооценка у испытуемых экспериментальной группы (спортсменов) в целом достоверно выше (на 0,65 балла), чем самооценка их сверстников, не связанных с занятиями спортом (6,48 ± 1,48 балла, против 5,83 ± 1,26; р < 0,05). Это соответствует данным авторов, изучавших самооценку спортсме­нов. Кроме того, высокие значения самооценки спортсменов по сравнению с нормативными значениями доказывается всякий раз, когда проводится заня­тие со студентами академии физической культуры «Самооценка личности» по спортивной психологии.

Самооценки когнитивных характеристик спортсменов практически не отличаются от самооценок других свойств личности (6,54 балла против 6,61). Обращает на себя внимание высокая относительно других самооценка КС «Широта категоризации» и низкая - памяти. Однако обращение к показателям самооценки когнитивных характеристик представителей контрольной группы обнаруживает еще более высокую самооценку широты категоризации в мыс­лительной деятельности и еще более низкую самооценку памяти (таблица 1).

Для спортсменов характерна оптимистическая оценка собственных по­знавательных процессов. Лишь КС «Широта категоризации» оценен ниже, чем у представителей контрольной группы. Это объясняется тем, что для спорт­сменов характерна «широта натуры», ее проявление у товарищей по команде стало привычным для каждого из спортсменов. При оценке выраженности данного когнитивного стиля у себя по сравнению с другими спортсменами, они не замечали особого его проявления.

Статистически достоверно спортсмены выше оценивают свою память и умения обобщать (р < 0,01 и 0,02 соответственно). Для спортсменов не свой­ственны жалобы на свои познавательные процессы.

Это характерно для большинства спортсменов, поскольку зафиксирова­ны низкие, по сравнению с представителями контрольной группы, коэффици­енты вариации (за исключением самооценки памяти): в среднем 20,86% (у не занимающихся спортом - 23,89%).

Самооценка КС «Широта категоризации» корреляционно не связана с самооценкой познавательных процессов, зато последние тесно взаимосвязаны между собой (р < 0,001).

Таблица 1

Самооценки когнитивных характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом

Характеристики самооценки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t

Р

X

S

V

X

S

V

Память

6,16

0,22

24,86

5,45

0,14

17,11

2,69

0,01

Умение обобщать

6,41

0,20

21,82

5,62

0,27

31,13

2,29

0,02

Умение устанавливать Логические связи

6,51

0,19

20,83

6,13

0,25

26,45

1,20

0,23

КС «широта категоризации»

7,06

0,16

15,94

7,28

0,23

20,88

-0,74

0,46

Средняя самооценка

когнитивных

характеристик

6,54

0,19

20,86

6,12

0,22

23,89

1,36

Средняя самооценка всех характеристик

6,61

0,23

24,76

6,24

0,28

28,69

1,21

„ ,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Направленность личности
В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек м ...

Личная аналогия- эмпатия
Наиболее сильный вид аналогии. В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. решающий задачу человек вживается в образ объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Главный смысл эмпатии — войти в роль кого-либо или чего-либо. Для того, чтобы изменить, улучшить что- ...

Аналитические основания структуры психики
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. По определению, психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Это определение основано на представлении о разу ...