Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, вследствие чего человек уязвим к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. По Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении [Немов Р.С.Психология,М:1998.–С.–409]. Выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.
Явная акцентуация. Наличие довольно постоянных черт определенного типа характера, что не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, могут наступать временные отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении трудно бывает составить четкое представление о типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования.
Основные типы акцентуаций характера. Классификация А.Е.Личко построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций.
Гипертимный тип. С детства отличаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонностью к озорству. У них нет робости перед незнакомцами, и не достает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Не смотря на хорошие способности, умение схватывать на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости. Главная черта—почти всегда хорошее настроение с хорошим самочувствием, цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, прекрасным аппетитом и крепким сном. Изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными стремлением окружающих подчинить их своей воле. Рано проявляют самостоятельность и независимость. С родителями и педагогами часто конфликтуют. Бурно реагируют на опеку и нравоучения, плохо переносят жесткую дисциплину. В необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, могут проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. Всегда тянутся в компанию, не переносят одиночество, стремятся к лидерству—роли вожака и заводилы. В выборе знакомств неразборчивы и легко оказываются в сомнительной компании. Любят риск и авантюры. Новые люди, места, предметы привлекают. Легко воодушевляясь, часто не доводят начатое до конца, меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей усидчивости; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но не способны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились. Половое чувство пробуждается рано и бывает сильным. Возможна ранняя сексуальная жизнь. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. Могут возникать ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.
Теоретическая часть. Общая характеристика зависимого
поведения
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособно ...
Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса
, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используе ...
Вступление
“Можно полагать, если в CC в. больше всего превозносился “человек разумный”, то CCI в. будет жить под знаком “человека творческого””.
Ф.Беррон
Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, П. Ришар, Б. Гейтс, М. Тайсон, А. Свиридова, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известны ...
Разделы