Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, вследствие чего человек уязвим к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. По Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении [Немов Р.С.Психология,М:1998.–С.–409]. Выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.
Явная акцентуация. Наличие довольно постоянных черт определенного типа характера, что не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, могут наступать временные отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении трудно бывает составить четкое представление о типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования.
Основные типы акцентуаций характера. Классификация А.Е.Личко построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций.
Гипертимный тип. С детства отличаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонностью к озорству. У них нет робости перед незнакомцами, и не достает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Не смотря на хорошие способности, умение схватывать на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости. Главная черта—почти всегда хорошее настроение с хорошим самочувствием, цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, прекрасным аппетитом и крепким сном. Изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными стремлением окружающих подчинить их своей воле. Рано проявляют самостоятельность и независимость. С родителями и педагогами часто конфликтуют. Бурно реагируют на опеку и нравоучения, плохо переносят жесткую дисциплину. В необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, могут проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. Всегда тянутся в компанию, не переносят одиночество, стремятся к лидерству—роли вожака и заводилы. В выборе знакомств неразборчивы и легко оказываются в сомнительной компании. Любят риск и авантюры. Новые люди, места, предметы привлекают. Легко воодушевляясь, часто не доводят начатое до конца, меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей усидчивости; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но не способны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились. Половое чувство пробуждается рано и бывает сильным. Возможна ранняя сексуальная жизнь. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. Могут возникать ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.
Нормативная память: методика и факторы, влияющие на её развитие
«С» – Нормативная память – формируется в результате взаимодействия «чувства вины» (Голоса Совести) и «экстатического наслаждения». Нормативная природа сознания формируется как в процессе прохождения всех стадий развития организма, так и в процессе усвоения нормативности коллективного опыта. Если чувственный опыт обуславливает наличие в ...
Опыт практической работы МДОУ №12 г.Зеи
Работа с агрессивными детьми осуществляется в различных формах: профилактической индивидуальной беседы, интервью, диагностики, психологического консультирования, индивидуальной и групповой психокоррекции.
На первом этапе работы специалисты ДОУ №12 стремятся создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренност ...
Понятие личности, как социальной характеристики человека
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, к ...



Разделы