Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях первые признаки возникают только в подростковом возрасте. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность. Утомляются при умственных занятиях, при физических и эмоциональных напряжениях, например, соревнованиях. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу. Раздражение, изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, обследуются. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка отражает заботу о здоровье. Срывы возникают тогда, когда осознается нереальность надежд и желаний.
Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни дома. Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к общению с незнакомыми. Это может оставлять ложное впечатление о замкнутости. На самом деле достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее. К родным бывают привязаны, даже при холодном обращении с ними. Отличаются послушанием. Слывут “домашними детьми”. Школа их пугает шумом, драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся контрольных, экзаменов. Стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к классу и даже страдая от преследований некоторых одноклассников, неохотно переходят в другой. Трудности - с момента вступления в самостоятельную жизнь. Появляются две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. К родным сохраняется привязанность. Опеке близких охотно подчиняются. Упреки и наказания вызывают слезы. Рано формируется чувство долга, моральные требования к себе и окружающим. Ищут утверждения себя не там, где могут раскрыться их способности, а в той области, где чувствуют слабость. Робкие и стеснительные натягивают на себя личину веселости, развязности, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. От сверстников не отгораживаются, в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают компании. Увлечения двоякие. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (музыка, рисование, домашние цветы, певчие птицы), удовольствие от процесса занятий. Другие увлечения обусловлены реакцией гиперкомпенсации. Здесь важен достигаемый результат и признание со стороны. Пытаются преодолеть “слабоволие” занятиями силовыми видами спорта (борьба, атлетика), робость стараются побороть, устремляясь на общественные посты, где обычно оставляют фактическое лидерство другим. Признания в любви могут быть решительными и неожиданными, что пугает и отталкивает. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения. Сенситивные юноши обычно не курят. В алкогольном опьянении вместо эйфории- депрессии и переживания. Самооценка имеет высокий уровень объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде. Ударом по “слабому звену” бывает ситуация недоброжелательности окружающих, когда на репутацию падает тень, когда несправедливы обвинения.
Анализ результатов исследования
Согласно поставленным задачам исследования на первом этапе констатирующего эксперимента была проведена методика Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханиной «Шкала самооценки».
Рассмотрим группу детей с нормальным интеллектуальным развитием .
Наблюдение за детьми во время выполнения методик показали, что они с интересом выполняли задания, полностью в ...
Методики диагностики свойств личности
Состав качеств личности, которые могут быть взаимосвязанными с самооценкой личности, определялся с помощью процедуры экспертной оценки. В качестве экспертов выступили психологи (имеющие высшее образование), которые должны были оценить степень влияния каждого из предложенных качеств на самооценку. В результате подсчета средних арифмети ...
Обследование ребенка
Задача логопеда - психолога состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности речевого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.
Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно ...



Разделы