Материалы » Характер и его типы. Акцентуация характера » Основные типы акцентуаций характеров

Основные типы акцентуаций характеров
Страница 5

Эпилептоидный тип. Ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Могут выявиться садистские склонности, дети мучают животных, дразнят младших, издеваются над беспомощными. Отмечается недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто на них покушается. В школе -мелочная аккуратность в ведении тетрадей и вещей. В подростковом возрасте: склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. Вспышки возбуждения при первом впечатлении кажутся внезапными, но аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным. Аффекты сильны и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения. Инстинктивная жизнь отличается большим напряжением. Сильное сексуальное влечение может сочетаться с садистскими и мазохистическими наклонностями. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности. Алкогольное опьянение протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается воспоминаний. Нередкой бывает склонность напиваться “до отключения”. Брутальность сказывается во всем; крепкие напитки предпочитаются вину, крепкие папиросы — сигаретам. От родных требуют не только “свободы” и самостоятельности, но и “прав”, доли имущества, материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгодные для себя. Хорошо адаптируются к строгой дисциплине, умеют подольститься к начальству, заполучить власть над другими и умело использовать ее для своей выгоды. Упоенные властью, теряют контроль над собой, подавляют зависимых, потом зреет всеобщий бунт, который лишает их былых преимуществ. Среди увлечений - склонность к азартным играм, страсть к обогащению. Коллекционирование привлекает материальной ценностью. В спорте заманчиво развитие силы. Любят различные поделки, требующие тщательности исполнения и сулящие материальную выгоду. Музыкой и пением охотно занимаются наедине, получая чувственное наслаждение. Общими чертами являются вязкость, тугоподвижность, инертность, что отпечатывается на всем — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм — все это способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, соблюдение собственных интересов сочетаются со злопамятностью, непрощением обид, озлоблением при малейшем ущемлении интересов. Самооценка носит односторонний характер. Отмечаются склонность к периодам мрачного расположения духа (“на меня находит”), осмотрительность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, даже склонность к ревности. Скрытая акцентуация по эпилептоидному типу обнаруживается при конфликтах по поводу ущемления интересов, при возможности проявить деспотическую власть, под влиянием алкогольного опьянения.

Истероидный тип. Главная черта- эгоцентризм, жажда внимания окружающих, потребность вызывать восхищение, почитание, сочувствие. Предпочитается даже негодование в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этим. Лживость и фантазирование направлены на приукрашивание своей личности, чтобы привлечь внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств, переживания театральны, при склонности к позерству. Эти черты нередко намечаются с детства. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других. Игрушки ему быстро надоедают и служат предметом хвастовства перед другими. Потребностью становится привлечение к себе взоров, выслушивание восторгов и похвал. Для этого дети с охотно декламируют стихи, танцуют, поют. Успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим. В подростковом возрасте для привлечения внимания товарищей могут нарушать поведение. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию работать и учиться, так как “серая жизнь” их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы тешило их самолюбие, у них не хватает ни способностей, ни настойчивости. Безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворимыми претензиями в отношении будущей профессии. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно избегают. Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убежав, стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции. Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда готовы изобразить из себя наркоманов. Любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный “кайф”. Если ничем другим не удается привлечь к себе внимание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. Последние всегда предназначаются для окружающих. Выдумывая, легко вживаются в роль, вводят в заблуждение доверчивых людей. Нарушения поведения—выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании сверстников—все это предназначается лишь для того, чтобы языком поступков просигнализировать близким: “Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я собьюсь с пути”. Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления—громогласные требования свободы, конфликты. На самом деле настоящей самостоятельности вовсе не ищут. Претендуют на лидерство или на исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще только назревающих в ней стремлений, становятся их первыми выразителями, застрельщиками. В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, могут повести за собой других, даже проявить отвагу. Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взглядов, сразу теряют задор. Пытаются возвыситься, “пуская пыль в глаза” россказнями о своих былых “удачах” и “похождениях”. Товарищи вскоре распознают за внешними эффектами внутреннюю пустоту. Поэтому они не задерживаются долго в одной группе и охотно устремляются в новую, уверяя, что “разочаровались в прежних приятелях”. Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Для этого может выбираться и самодеятельность (виды, которые популярны в среде сверстников). Той же цели могут служить и гимнастика йогов, и модные философские течения, и необычные коллекции и мн.др., если только оно не требует упорного труда и позволяет покрасоваться перед другими. В сексуальном поведении много театральной игры. Юноши чаще скрывают свои сексуальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что среди товарищей в этой области они могут легко оказаться не на “высоте”. Девушки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумывать несуществующие связи, могут разыгрывать роль распутниц, наслаждаясь впечатлением на собеседника. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, чтобы обратить на себя внимание. Удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, утрата внимания со стороны значимых лиц — все это может повести и к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая суицидальные демонстрации, к истерическому неврозу, к демонстративным нарушениям поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологические особенности младшего школьника
а) Изучение способностей и одаренности у младших школьников Изучением способностей и одаренности у младших школьников занимались как зарубежные, так и отечественные психологи. Среди отечественных психологов, занимавшихся этой проблемой можно назвать таких как Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, А.М. Матюшкин, И.В. Дубровина, Г.П. ...

Заключение.
В отличие от многих теоретиков, Олпорт не оставил школы последователей, хотя его влияние можно обнаружить в работах бывших учеников. По большей части его теория развивалась им самим, и длилось это почти полстолетия, начиная с его интереса к единице, адекватной для описания личности. Это привело к концепции черт, и в последующей работе в ...

Я-система
Тревога – продукт межличностных отношений; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Например, оказывается, что можно изб ...