Психотерапия гемблинга
Страница 1

Одни источники сообщают о высокой эффективности психоаналитической психотерапии и о меньшей успешности поведенческой психотерапии, в которой более результативны не аверсивные методы, а техника имажинативной десенситизации [4].

В других источниках наиболее эффективным способом помощи и реабилитации игроков считается привлечение их к деятельности обществ «Анонимных игроков», созданных (по типу обществ «Анонимных алкоголиков») в 1957 году в США двумя отчаявшимися вылечиться игроками. По данным представителей этого общества, ремиссии достигаются в 70-80% случаев. Однако существенной и часто непреодолимой проблемой является необходимость перманентной поддержки индивидуумом контакта с обществом «Анонимных игроков» практически на протяжении всей жизни. Только при этом условии наблюдается стабильность достигнутого эффекта.

Большинство специалистов, работающих с патологическими игроками, используют главным образом когнитивно-поведенческие методы психотерапии [5].

Приведем краткое содержание этапов психотерапевтической работы, проводимой В.В. Зайцевым в НИИ им. В.М. Бехтерева.

1.

Диагностический этап

Устанавливался диагноз патологической склонности к азартным играм, выявлялась возможная коморбидность (особенно с алкоголизмом и наркоманией), определялась стадия игровой зависимости, и выяснялись индивидуальные феноменологические особенности фаз игрового цикла, уточнялись особенности личности пациента.

2.

Психообразовательный этап

Цель данного этапа состояла в том, чтобы добиться осознания пациентом невозможности вернуть свое преморбидное отношение к игре. Пациент сталкивался с необходимостью осознания того, что поиск путей реставрации, способности «играть как все» является самообманом. Фундаментальным для такого понимания являлось признание пациентом своего пристрастия к игре как болезни, а не дурной привычки, которую можно заменить чем-то аналогичным, но безвредным. В связи с этим единственным выходом для пациента, который он должен был сформулировать и принять для себя, оставался полный отказ от игры навсегда. При решении обозначенных выше задач моделировалась эмоционально насыщенная проблемная ситуация, которая приводила к формулированию новой субъективной модели проблемы.

Цели этого этапа достигались с помощью психообразовательных занятий и специальных психотерапевтических упражнений, цель которых – осознание неконтролируемости импульса к игре. На индивидуальных психообразовательных занятиях пациент получал информацию о заболевании, причинах возникновения, характерных симптомах, стадиях развития и фазах игрового цикла, способах лечения, ситуациях, провоцирующих ухудшения и т.д. Психотерапевтические упражнения состояли в том, что пациенту предлагалось представить его будущую жизнь, «в которой никогда не будет азартной игры», и постараться концентрироваться на ощущении внутреннего сопротивления этому представлению. Для провокации этих представлений использовались также прямые и косвенные суггестивные техники. При осознании дилеммы – играть до полного социального падения или не играть вообще и невозможностью компромиссного решения «играть как все» желание играть резко усиливалось. Соответственно увеличивалось критическое отношение к сложности проблемы и осознание доминирования желания играть над всеми другими мотивами. Кроме этого, пациента подготавливали к пониманию того, что отказ от игры влечет за собой период эмоционального напряжения, который ему придется пережить.

3. Этап создания стратегий контроля над импульсом к игре

Данный этап терапии начинался с анализа индивидуальных особенностей стадий игровой зависимости и фаз игрового цикла, который был направлен на понимание пациентом того обстоятельства, что, во-первых, с момента игрового срыва он не в состоянии проконтролировать свое поведение, и, во-вторых, что отсутствие осознаваемого желания играть и возможность контроля над игровым импульсом прямолинейно не связаны. Т.е. пациент должен был осознать, что независимо от осознаваемого им отсутствия или наличия желания играть, он постоянно находится в «предигровой лихорадке» и не может контролировать внутренние и внешние обстоятельства, которые предшествуют игровому срыву.

Страницы: 1 2


Формирование компьютерной зависимости у подростков.
Подростковый возраст долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, св ...

Системный конфликт (модель № 12)
Это конфликт, в котором столкновение сторон детерминировано системными, надсистемными, глобальными факторами, а сами стороны выступают в роли "винтиков", мелких элементов этих систем, схематически близок к организованному конфликту, однако в отличие от последнего "кукловод" здесь глобален, недоступен и непонятен, а т ...

Причины
Эрл Гроллман выделяет следующие формы полунамеренных суицидов. 1.Непрямое самоубийство. 2.Автоцид. 3.Алкоголизм. 4.Наркомания. 5.Самоубийства в результате несчастного случая. 6.Самоубийства альтруистическое. Рассмотрим подробнее эти формы полунамеренных суицидов. Непрямое самоубийство. Американский исследователь Н. Б. Табачник ...