В результате пациент обучался осознавать и различать следующие компоненты своего компульсивного влечения: 1) постоянное желание играть; 2) резкое ситуационное усиление игрового импульса под действием внешних обстоятельств; 3) когнитивное сопровождение игрового поведения, о которых упоминалось ранее.
На этом этапе контроль над игровым поведением осуществлялся за счет сознательного отказа пациента от решения играть и предотвращение вытеснения этого решения из сознания в соответствующих фазах игрового цикла. Это достигалось, во-первых, благодаря обучению пациента навыкам сознательной фиксации момента принятия решения играть и, во-вторых, благодаря изменению иррациональных когнитивных схем, связанных с игрой.
Чаще были представлены два типа иррациональных когнитивных установок у игроков:
1) «идеологические ошибки» - установки пациента относительно контроля над своим поведением и азартных игр в целом («любое поведение находится под сознательным контролем», «я поступаю так, как хочу и не поступаю так, как не хочу», «я могу повлиять на случайный ход событий во время игры», «если я в чем-то участвую, значит, я на это влияю», «я проигрывал, когда был недостаточно внимателен»)
2) «уловки мышления» - псевдорациональное самооправдание пациента, приступающего к игре («мне нужны деньги», «я остановлюсь, когда начну проигрывать», «я могу сыграть, как обычный человек», «я придумал очень удачный способ, как обмануть автомат»).
Эффективность терапии и наличие у пациента душевного комфорта часто не сопутствовали друг другу, так как полный отказ от участия в азартных играх нередко сопровождался неприятными эмоциональными переживаниями, часто возникал период апатии и пустоты, связанный с нарастающим экзистенциальным вакуумом. Такое «разочарование» пациента, сопровождающееся снижением эмоционального напряжения, могло свидетельствовать о принятии подсознательного решения продолжить играть. Чтобы не допустить этого, терапевт должен был активно побуждать больного к усилиям, направленным на пробуждение конструктивных мотивов его личности.
4. Этап создания поддерживающей семейной среды
Проводилась психообразовательная и поддерживающая работа с членами семьи. Задачей психотерапевта было донести до членов семьи правдивую информацию о заболевании, стремиться разрешить длительно существующие семейные конфликты и выработать адекватные стратегии нивелирования ситуаций, провоцирующих игровое поведение пациента (например, сохраняющиеся укоры со стороны семьи за потерянные в результате игры деньги). Подобные высказывания провоцировали у пациентов чувство вины, что снижало их самооценку и контроль над эмоциями, способствовало напряжению в аффективной сфере и приводило к поиску аффективной разрядки. В результате этого «пробуждались» автоматические когнитивные схемы, провоцирующие очередной игровой срыв.
5. Решение проблем, созданных в результате игровой зависимости
На этом этапе терапевт вместе с пациентом создавал план поэтапной реабилитации в профессиональной сфере, отношениях с родственниками и друзьями. Выявлялись также возможные жизненные препятствия и способы их разрешения, для чего использовались приемы тренинга проблемно-решающего поведения.
В результате можно сказать, что помимо описанных в зарубежной литературе стадий игровой зависимости, огромное значение при лечении и реабилитации гемблеров имеет знание в какой фазе «игрового цикла» находится пациент в каждый момент терапии. Это позволяет не только повысить эффективность когнитивно-поведенческого метода терапии, но и обеспечить пациента с помощью психообразования навыкам самопрофилактики рецидивам заболевания [5].
Проблема агрессивности у детей: оказание помощи ребёнку и его семье
На базе Брестского государственного областного социально-педагогического центра был организован семинар по теме "Эффективное взаимодействие с подростками, склонными к агрессивному поведению", в котором принимали участие социальные педагоги и психологи районных социально-педагогических центров. Необходимость проведения такого с ...
Теоретические основы
понятия «установка». Понятие
«установка»
Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке, – это рабочая поза ...
Психологические механизмы художественного творчества
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс немыслим без в ...



Разделы