Материалы » Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления » Подросток как личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию

Подросток как личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию
Страница 1

В последние годы появился ряд исследований, напрямую связывающих поведение современной молодёжи с изменениями, происходящими в ценностно-нормативной системе нашего общества. Так, например, Е.В. Харитонова, исследовавшая взаимосвязь между иерархией ценностей и особенностями агрессивного поведения у подростков, указывает на то, что изменения в ценностно-нормативной системе общества «проявляется в росте социальных противоречий, состоянии напряжённости, тревожности и, как следствие, – в росте криминальной активности, числе преступлений, отличающихся особой жестокостью и агрессией, увеличении агрессивных проявлений в обществе в целом» [7, с. 93].

Традиционные для сегодняшней школы ценности – творчество, познание, активная деятельная жизнь – отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия.

Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку у нас в современной психологии и педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" – это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни - постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

Атмосфера в семье "усреднённого" белорусского подростка иногда напоминает сказки братьев Гримм, в которых родители часто отводили детей в лес, потому что их нечем было кормить, как впрочем, потом радостно встречали их, когда они возвращались обратно, случайно выжив.

Семейные (материнские) представления о воспитании и институциональные (отцовские) требования интеллектуального развития наиболее резко сталкиваются в начальной школе [4, с. 21].

В некоторых семьях отсутствует атмосфера теплоты в отношениях родителей и детей. Поразительны данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично – враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки переживают его как отношение "не до тебя". В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям.

На первое место подростки школьного возраста ставят мирную семейную жизнь, на второе – материальное благополучие и на третье . здоровье. Три первые места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем.

Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные и очень богатые, подросток реально боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить.

Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности – любовь (особенно у восьмиклассников), интересная работа (9-11 классы), друзья, уверенность в себе. Большинство из них не чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у девятиклассников.

Страницы: 1 2


Выводы и рекомендации
В результате формирующего эксперимента произошло заметное улучшение факторов социально–психологической адаптированности учащихся: понизился уровень тревожности, заметно снизился уровень индекса агрессивности и индекса враждебности, повысился уровень школьной мотивации. При написании работы использовались методические рекомендации Т.А. ...

Тренинг умений. Умение 1.
Ситуация 1. Определите вид следующего суждения: «Эрмитаж расположен на Дворцовой площади, и каждый желающий может его посетить». Решение: № Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму 1 Выделение простых суждений А) Эрмитаж расположен на Дворцовой площади; Б) каждый желающий может е ...

Коммуникативные способности
Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие бло ...