Материалы » Юридическая подготовка к психологической деятельности » Психологические основы предварительного расследования

Психологические основы предварительного расследования
Страница 1

1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности.

2. Психология осмотра места происшествия.

3. Психология обыска и задержания.

4. Психология следственного эксперимента.

5. Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза.

6. Психология проверки показаний на месте.

1. Предварительное следствие - это целенаправленный процесс, целью которого является выявление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.

Предварительно расследование - деятельность, регламентированная уголовным процессом (УПК).

Уголовно-процессуальный кодекс регулирует отношения следователя с участниками уголовного процесса, гражданами, должностными лицами, организациями и учреждениями, определяет последовательность выполнения различный действий и ограничивает деятельность следователя определёнными сроками. В ходе следственной деятельности необходимо преодолевать сопротивление со стороны лиц, не заинтересованных в успешном расследовании дела. Наиболее это выгодно самому преступнику, который используя хитрость, шантаж, клевету, фальсификацию, подкуп, мешает предварительному расследованию. Следует отметить, что для следствия характерно не только противоборство. Для настоящего следователя важно тонкое психологическое воздействие на личность допрашиваемого с тем, чтобы изменить направленность этой личности для раскрытия преступления.

В литературе указано на допустимость тактических приёмов с использованием психологического реагента, роль которого может играть предмет, человек, факт, сообщение. Подозреваемому предъявляется реагент, то есть потенциальный психологический раздражитель в условиях, исключающих какие-либо ложные утверждения. При этом, для невиновного он безразличен, тогда как в сознании виновного он ассоциируется с преступлением и вызывает соответствующую психологическую реакцию. Психологически сложной для следствия является ситуация, когда в одном производстве сосредотачивается большое количество уголовных дел, каждое из которых требует немедленного принятия решений и производства следственных действий, Практика показывает, что данное ограничение времени существенно давит на психику следователя, здесь могут возникнуть поспешность и торопливость. Что может привести к ошибкам в ходе следствия. Необходимо творчески подходить к расследованию.

Сталкиваясь ежедневно с жизненными трагедиями, следователь должен обладать стойкостью и убеждённостью, он должен избегать неостро необходимых вторжений в личную жизнь и служебную деятельность граждан, отвлечение их от обычных занятий и применение к ним мер принуждения.

Необходимость сохранения следственной тайны является основной задачей в ходе предварительного расследования. Оглашение данных личной жизни людей, их уклада жизни, сугубо интимных обстоятельств, закон позволяет избегать, если только это не вызывается необходимостью.

2. Осмотр места происшествия относится к первоначальным следственным действиям. Он направлен на обнаружение следов преступления, других вещественных доказательств, а также иных имеющих значение обстоятельств. Восприятие обстановки места происшествия позволяет представить картину для выдвижения версии. Безусловно, что никакой анализ документов, схем, протоколов, фотографий не сможет заменить непосредственно улик. В связи с этим, особенностью осмотра места происшествия является неотложный характер. Всякая отсрочка во времени может привести к изменению обстановки, к утрате следов и улик, забыванию свидетелями и очевидцами важных обстоятельств. Начало осмотра следует за организационной работой следователя, подбором оперативной группы, подготовкой научно-технических средств, приглашением специалистов, обеспечением охраны места происшествия и т.д. То есть, осмотр места происшествия во многом зависит от коллективных усилий всех его участников.

Страницы: 1 2 3 4 5


Знания как основной элемент содержания общего образования
Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Содержание образования включает в себя следующие виды знаний: · основные понятия и термины, ...

Приложения
Приложение 1 Список экспериментальной группы детей МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида 2001–2002 гг. рождения 1. Балакиров Роман 2. Безуглов Михаил 3. Емельяненко Максим 4. Живлякова Мария 5. Зинченко Дарья 6. Отрощенко Данил 7. Панова Анжела 8. Фольц Яков 9. Харламов Дмитрий 10. Шляпников Дмитрий Список контрольной ...

Типы зависимостей
Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, ал­коголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим аддикциям — компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отно­шений, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, гол ...