Психология судебной деятельности
Страница 1

1. Психологическая структура судебной деятельности (ПССД).

2. Психологическая структура судебной деятельности.

3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях.

Психологическая структура судебной деятельности:

а) рассмотрение дела судом;

б) судебное следствие;

в) обвинение и защита (прения);

г) последнее слово;

д) уходит в совещательную комнату;

е) вынесение приговора.

Психологическая структура судебной деятельности складывается из познавательной, воспитательной, конструктивной деятельности суда.

Особенность познавательной деятельности в суде, заключается в том, чтобы изучить материалы предварительного расследования. Как мы выяснили, предварительное расследование берёт на себя всю поисковую часть познавательной деятельности. Производится отбор и систематизация информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела. Однако, данная модель всегда должна восприниматься судом только как вероятность (вероятная) истина, подлежащая проверке с соблюдением принципа гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это достигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного разбирательства и неизменность состава суда. В случае отсутствия надлежащего контроля поток информации может стать таким, что судьи не будут успевать её перерабатывать. Суд сам определяет порядок восприятия информации. Последовательность допросов. Скорость поступления информации, условия её восприятия. Сложность познания в суде объясняется тем, что в одно и тоже время суду в заседании необходимо воспроизвести факты и источники добытые на следствии, получить новые факты, сопоставить факты, внутренне подготавливаясь к вынесению приговора. Познавательная деятельность в уголовном процессе, кроме состава суда осуществляется прокурором, адвокатом. Каждый из них в зависимости от своих субъективных прав воспринимает, объясняет и анализирует события по-разному. Суд, заслушивая их объяснения, тем самым воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, что создаёт условия для раскрытия преступления. Познавательная деятельность суда обеспечивает выражение конструктивной функции суда, которая заключается в вынесении приговора.

Сам процесс судопроизводства оказывает воспитательное значение на всех присутствующих. При этом, приговор должен быть справедливым, отвечать требованиям закона по соразмерности наказания и личности подсудимого.

Психологическая структура судебной деятельности.

Судебная деятельность развивается в строго регламентированной последовательности, которая создаёт стадии развития общей судебной деятельности.

Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности:

предание суду;

судебное рассмотрение;

вынесение и исполнение приговора.

На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи, но регламентирует психологические отношения, которые складываются в процессе правосудия.

В судебной практике встречаются случаи разногласия судейской коллегии. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, так как внутреннее убеждение всех участников судебной коллегии совпадают, что делает приговор несомненным.

Единогласное решение судей встречается и при вынесении приговора, отменённого в последствие вышестоящим судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства судебной коллегии на формирование собственного мнения каждого участника состава суда. Поэтому все участники состава суда должны подвергать внутреннему самоконтролю свои выводы по уголовному делу, чтобы лишний раз проверить, что они не поддаются влиянию большинства.

Согласно процессуальному законодательству председательствующий судья подаёт свой голос в процессе совещания судей последним. Данное ограничение в законе имеет цель сократить влияние мнения более авторитетного судьи на мнение других участников состава суда.

Таким образом, деятельность судьи предполагает определённую концентрацию мыслительных процессов на всех этапах судопроизводства.

3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях.

Успех деятельности коллегии судей находится в прямой зависимости от деятельности каждого из них. У всех участников коллегии должно быть чёткое понимание целей их деятельности, сознание высокой ответственности, что должно обеспечить повышенную психологическую активность каждого судьи.

Страницы: 1 2


Беседа с родителями
После ознакомления с документами члены комиссии про­водят беседу с родителями. С ними разговаривают врач и логопед. Врач собирает анамнестические данные и проводит медицинское обследование. Логопед выясняет данные о про­цессе формирования речи ребенка, которые являются наибо­лее важными для определения состояния речевого развития в моме ...

Расовые различия (racial differences)
Стилем общения в дифференциальной психологии можно также выделить и общение людей, принадлежащих разным расам. Классификация, начиная с линнеевской, проводили различия между «расами», если можно было с высокой точностью определить отличия членов групп друг от друга. Надежное установление различий требует, чтобы одни расы отличались от д ...

Половые различия (sex differences)
Половые отношения как стиль общения является немаловажным феноменом в исследованиях дифференциальной психологии, поэтому остановимся на определении половых различий. Истоки изучения половых различий лежат в области дифференциальной психологии, начало которой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количестве ...