Материалы » Адаптация умственно-отсталых детей » Анализ результатов первичного обследования по шкале К.Роджерса и Р. Даймона

Анализ результатов первичного обследования по шкале К.Роджерса и Р. Даймона

Цель: диагностика социально-психологической адаптированности подростков. Дата проведения: 7.05.2005г. Общий уровень социально-психологической адаптированности низкий. Учащиеся (01, 03, 04, 05, 06, 07, 08)-70% имеют низкий уровень, двое (09, 10)-20% средний и один (02)-10% завышенный. Только четверо учащихся (02, 04, 09, 10)-40% воспринимают себя как личность, пятеро учащихся (03, 06, 07, 08)-50% как таковую себя не воспринимает, или воспринимает частично. Только трое учащихся (06, 09, 10) в большей или меньшей степени воспринимают других, находятся с ними в достаточно близких отношениях. Семеро учащихся (01, 02, 05, 07, 08) находятся в состоянии конфликта или близкому к этому состоянию. Двое учащихся (03, 04) -20% нейтральны. Несмотря на это 70% учащихся (01, 03, 06, 07, 08, 09,10) чувствуют себя достаточно комфортно в школе и только трое учащихся (02, 04,05)-30% испытывают дискомфорт. Способность к внутреннему контролю своих действий испытывают 40% учащихся (02, 04, 09, 10),регулируют свои действия за счет внешнего контроля 50% учащихся (01, 03, 05, 07, 08). Позицию лидера пытаются занять 40%учащихся (01, 02, 04, 10), ведомыми являются 50% учащихся (03, 05, 06, 08, 09). От проблем пытаются уйти 40% учащихся (01, 02, 04, 10), самостоятельно пытаются решить проблемы 30% учащихся (03, 06, 08). Трое подростков не принимают никаких попыток уйти от назревшей проблемы, стараются плыть по течению (05, 07, 09). Таким образом, практически все подростки эксперимента испытывают проблемы в социально-психологической адаптации, а у 70% учащихся (01, 03, 04, 05, 06, 07, 08) эти проблемы достаточно ощутимы. Полученные данные отображены на полигоне частот /Рисунок № 8/ и диаграмме Рисунок № 9/.

Рис. 8 Полигон частот уровня социальной адаптации, первичное обследование

Рис. 9. Уровень социально-психологической адаптации, первичное обследование

Проанализируем полученные результаты. Преобладающее большинство учащихся имеют низкий уровень социально-психологической адаптации -70% (01, 03, 05, 06, 07, 08, 10). Только 30% учащихся (02, 04, 09) более или менее адаптированы к условиям обучения и проживания в специальной коррекционной школе 8 вида. Из сводной таблицы видно, что почти все учащиеся испытывают определенные проблемы в социально-психологической адаптации. 01 – повышен уровень враждебности, низкая школьная мотивация. 02- повышенная тревожность. 03- низкая школьная мотивация. 04- низкий уровень социально-психологической адаптированности. 05- повышенный уровень тревожности, высокий уровень враждебности. 06-повышенный уровень тревожности, высокий уровень враждебности. 07- низкий уровень школьной мотивации. 08- повышенный уровень тревожности. 09- низкий уровень агрессивности, низкий уровень школьной мотивации. 10- высокий уровень агрессивности и враждебности, низкая школьная мотивация. Вывод по первичному исследованию: 70% учащихся, принявших участие в эксперименте испытывают проблемы в социально-психологической адаптации т.е. имеют низкий или ниже среднего уровня социальной адаптации.

Таким образом, первая часть нашей гипотезы, а именно, что в любой группе есть учащиеся, которые испытывают проблемы в социально-психологической адаптации, подтверждается экспериментально. Для подтверждения второй части нашей гипотезы: «С помощью специально организованных занятий можно повысить уровень социально-психологической адаптации», нами была разработана специальная программа коррекционных занятий: «Мир дома моего» и которая была реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данной группы.


Выводы
1. В ходе проведенного исследования теоретическая гипотеза о взаимосвязи социального капитала с экономико-психологическими характеристиками молодежи не подтвердилась. Причинами тому может быть небольшая выборка, либо возрастная категория выборки (молодежь могла еще не успеть вступить во взаимодействие со многими социальными институтами, ...

Виды профессиональной компетентности
Для определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды. Рассмотрением вопроса о видах профессиональной компетентности занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность». По мнению автора, психологическа ...

Умение 3
Ситуация 1. Какое слово лишнее в этом ряду: электродинамика, алгебра, механика, акустика, оптика, аэродинамика, термодинамика, гидростатика? Решение: № Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму 1 Выделение классификационного признака Все данные слова, за исключением одного – назван ...