Материалы » Юридическая подготовка к психологической деятельности » Психологические основы предварительного расследования

Психологические основы предварительного расследования
Страница 2

Если следователь производит осмотр места происшествия, отыскивает и закрепляет доказательств, фиксирует результаты в протоколе, то оперативный работник по указанию следователя выполняет комплекс розыскных заданий, направленных на раскрытие преступления, а специалист или эксперт оказывают помощь следователю в обнаружении, закреплении и изъятии следов преступления. Данные мероприятия должны производиться одновременно с осмотром места происшествия.

Многие следователи при осмотре места происшествия ограничивают его пространство плоскостью (пол осматриваемой комнаты; асфальтовое покрытие, на котором остались следы транспортного происшествия). При этом нередко забывают, что всякое пространство имеет три измерения. И при осмотре места происшествия, кроме поиска следов в определённой местности, следы следует искать выше и ниже уровня плоскости, и в данных направлениях активизировать своё внимание.

Специфика следственного воображения заключается в выдвижении одновременно целого ряда версий, то есть при осмотре места происшествия нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих только одной версии следователя, так как она может быть неверной. Нужно исследовать любой обнаруженный факт или явление с разных точек зрения и подвергать сомнению наблюдаемые признаки.

Для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать следующие 3 (три) задачи последовательно:

собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому делу;

проанализировать собранную информацию и на её основе выдвинуть версию, которая объясняла бы происшедшее событие;

сопоставление каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. Также должны быть отмечены все противоречия.

Осмотр места происшествия позволяет получить сведения не только о событиях преступления, но и об особенностях личности преступника. Эти сведения позволяют с большой долей вероятности судить о половой принадлежности преступника (взлом дверей, сейфа. Пролом стены в жилых помещениях совершается мужским полом. Если же преступник не отличается мужской силой, не применял орудий и средств, используемых, обычно, мужчинами, то можно предположить, что преступление совершено женщиной. Следы губной помады на окурках свидетельствуют о совершении преступления женщиной).

Место происшествия может содержать отдельные данные о возрасте преступника. Чаще всего можно определить взрослыми или несовершеннолетними совершено преступление. Взрослые преступники крадут, как правило, самые дорогие, дефицитные вещи, деньги. Если же преступление совершил несовершеннолетний, то это, как правило, спиртные напитки, спортивные вещи и т.д. О возрасте также свидетельствуют следы рук, ног, одежды и другие вещи.

3. В психологическом аспекте обыск является специфическим следственным действием, которое носит ярко выраженный поисковый характер => работникам милиции необходимо найти орудия преступления, предметы и ценности, как правило, спрятанные обвиняемым. В ходе подготовки к обыску необходимо получить следующую информацию:

что следует искать;

выяснить, что представляет собой объект, подлежащий обыску;

кто, кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска;

сколько времени обыск может продлиться;

какие технические средства необходимо использовать в ходе обыска.

Особенно много информации во время обыска может дать наблюдение за поведением обвиняемого. Необходимо наблюдать за микродвижениями рук и ног, мимикой лица, изменениями голоса, кожной реакции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимо ...

Мотивация учебной деятельности учащихся
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз. Согласно Е.П. Ильину, основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различи ...

Внимание
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления, с другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу псих ...