Под деятельностью, как категорийным понятием, понимается «динами-чесая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» (Словарь-спавочник под ред. В.У. Агеевца, 1996, с. 87). Таким образом, основными характеристиками деятельности являются предметность и субъективность.
Любой вид деятельности осуществляется благодаря наличию психофизиологических механизмов, изложенных в концепции психофизиологии движений Н.А. Бернштейна (1966), теории функциональных систем П.К. Анохина, а также научных представлений А.Р. Лурия о динамической локализации высших психических функций.
Учебная деятельность - процесс приобретения человеком умений, знаний и навыков, совершенствование и развитие своих способностей. Результатом учебной деятельности является научение — приобретение человеком новых психологических качеств и свойств (Давыдов В.В., 1991; Леонтьев А.Н., 1983; Лингарт Й., 1970). Существует несколько видов научения: по механизму импринтинга (Лоренц К.), условно-ркфлекторное (Павлов И.П., ), оперантное, в том числе викарное и вербальное (Немов Р.С, 2000). Научение^ как деятельность осуществляется следующими интеллектуальными механизмами: формирование ассоциаций; подражание; различение и обобщение; инсайт; творчество. Требования, предъявляемые к учебной деятельности: мотивационное разнообразие; наличие гибкой и развитой структуры; разнообразие форм; современные технические средства обучения.
Кроме того, учебная деятельность реализуется через фронтальную, индивидуальную, непосредственную и опосредованную деятельность, а также через деятельность, организуемую по типу общения или сообщения. Существуют также групповые формы организации и проведения учебной деятельности. Наиболее часто используемыми видами учебной деятельности являются по Р.С. Немову (2001) опрос, семинар, дискуссии.
Применительно к спортивной деятельности, можно сказать, что это особая социально детерминированная форма психомоторной активности, развивающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта.
Как известно, спорт - это одна из разновидностей деятельности, основной формой которой является спортивное соревнование. Кроме того, спорт сегодня становится разновидностью профессиональной деятельности и может быть охарактеризован теми же психологическими категориями, такими, как труд, учение и игра (Немов Р.С, 2001). По мнению Б.Г. Ананьева (1986), можно выделить четыре стадии профессиональной деятельности, которые даже терминологически очень близки спортивной: подготовка, старт, кульминация и финиш. Как отмечает А.Ц. Пуни (1984), спортивная деятельность имеет и свою специфику. Прежде всего, предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом. Профессиональная деятельность многих специалистов - тренеров, судей, врачей и психологов - направлена на него. Однако, этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Это выражается в том, что вся деятельность спортсмена направлена на формирование собственных качеств, как физических, так и психических (Лозовая Г.В., 2003). Кроме того, этот вид деятельности характеризуется необычными по длительности и. интенсивности физическими и психическими напряжениями, часто предельными для спортсмена. Как уже было отмечено, основной формой спортивной деятельности является соревнование. Наконец, продуктом и результатом этой деятельности должно явиться спортивное достижение (Гогунов Е.Н, Мертьянов Б.И., 2000).
Спортивную деятельность можно подразделить на собственно спортивную, то есть активное участие спортсмена в тренировках и соревнованиях, и организационно-педагогическую (работа тренеров, судейско-арбитражного института и так далее). Нас интересует феномен собственно спортивной деятельности. Можно сказать, что эта деятельность воплощает и реализует не только психический образ необходимого спортсмену спортивного достижения, но и те особые отношения, которые складываются в спорте (Попов А.Л., 2000).
Структура психики
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя ...
Социально–ориентированный тип личности
Дети социально – ориентированного (или комфортного) типа обладают, подобно гармоническому типу, устойчивой структурой личности, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать существующим нормам поведения. Эти дети старательны, добросовестны, имеют высокий уровень школьной мот ...
Запоминание
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без исп ...
Разделы