Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Специфика учебной и спортивной деятельности

Специфика учебной и спортивной деятельности
Страница 1

Под деятельностью, как категорийным понятием, понимается «динами-чесая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых проис­ходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализа­ция опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» (Словарь-спавочник под ред. В.У. Агеевца, 1996, с. 87). Таким образом, ос­новными характеристиками деятельности являются предметность и субъек­тивность.

Любой вид деятельности осуществляется благодаря наличию психофи­зиологических механизмов, изложенных в концепции психофизиологии дви­жений Н.А. Бернштейна (1966), теории функциональных систем П.К. Анохи­на, а также научных представлений А.Р. Лурия о динамической локализации высших психических функций.

Учебная деятельность - процесс приобретения человеком умений, зна­ний и навыков, совершенствование и развитие своих способностей. Результа­том учебной деятельности является научение — приобретение человеком но­вых психологических качеств и свойств (Давыдов В.В., 1991; Леонтьев А.Н., 1983; Лингарт Й., 1970). Существует несколько видов научения: по механизму импринтинга (Лоренц К.), условно-ркфлекторное (Павлов И.П., ), оперантное, в том числе викарное и вербальное (Немов Р.С, 2000). Научение^ как деятель­ность осуществляется следующими интеллектуальными механизмами: формирование ассоциаций; подражание; различение и обобщение; инсайт; творчест­во. Требования, предъявляемые к учебной деятельности: мотивационное раз­нообразие; наличие гибкой и развитой структуры; разнообразие форм; совре­менные технические средства обучения.

Кроме того, учебная деятельность реализуется через фронтальную, ин­дивидуальную, непосредственную и опосредованную деятельность, а также через деятельность, организуемую по типу общения или сообщения. Сущест­вуют также групповые формы организации и проведения учебной деятельно­сти. Наиболее часто используемыми видами учебной деятельности являются по Р.С. Немову (2001) опрос, семинар, дискуссии.

Применительно к спортивной деятельности, можно сказать, что это осо­бая социально детерминированная форма психомоторной активности, разви­вающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта.

Как известно, спорт - это одна из разновидностей деятельности, основ­ной формой которой является спортивное соревнование. Кроме того, спорт се­годня становится разновидностью профессиональной деятельности и может быть охарактеризован теми же психологическими категориями, такими, как труд, учение и игра (Немов Р.С, 2001). По мнению Б.Г. Ананьева (1986), мож­но выделить четыре стадии профессиональной деятельности, которые даже терминологически очень близки спортивной: подготовка, старт, кульминация и финиш. Как отмечает А.Ц. Пуни (1984), спортивная деятельность имеет и свою специфику. Прежде всего, предметом этой деятельности выступает че­ловек, увлечённый спортом. Профессиональная деятельность многих специа­листов - тренеров, судей, врачей и психологов - направлена на него. Однако, этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Это выражается в том, что вся деятельность спортсмена направ­лена на формирование собственных качеств, как физических, так и психиче­ских (Лозовая Г.В., 2003). Кроме того, этот вид деятельности характеризуется необычными по длительности и. интенсивности физическими и психическими напряжениями, часто предельными для спортсмена. Как уже было отмечено, основной формой спортивной деятельности является соревнование. Наконец, продуктом и результатом этой деятельности должно явиться спортивное дос­тижение (Гогунов Е.Н, Мертьянов Б.И., 2000).

Спортивную деятельность можно подразделить на собственно спортив­ную, то есть активное участие спортсмена в тренировках и соревнованиях, и организационно-педагогическую (работа тренеров, судейско-арбитражного института и так далее). Нас интересует феномен собственно спортивной дея­тельности. Можно сказать, что эта деятельность воплощает и реализует не только психический образ необходимого спортсмену спортивного достиже­ния, но и те особые отношения, которые складываются в спорте (Попов А.Л., 2000).

Страницы: 1 2


Виды ощущений
С помощью кинестетической и вестибулярной чувствительности индивид информирован о его собственных движениях и положении в пространстве. 1. Кинестетические ощущения — это совокупность сенсорной информации, поступающей из мышц, сухожилий и связок. 2. Вестибулярные ощущения — это совокупность информации, Приходящей из полукружных канальц ...

Профилактическая деятельность аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимо ...

Социально-психологическая характеристика основных личностных типов муниципальных служащих
Обработка результатов, полученных в ходе проведения экспериментального исследования, проводилась методом факторного анализа, в результате которого были выявлены пять основных факторов. Полученные факторы включают в себя доминирующие шкалы по всем проводимым нами методикам и позволяют выделить пять основных типов муниципальных служащих. ...