Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Специфика учебной и спортивной деятельности

Специфика учебной и спортивной деятельности
Страница 2

Спецификой спортивной деятельности является, как уже отмечалось, социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности. Спортсмен часто вынужден в процессе своей спортивной карьеры концентри­ровать психофизические усилия и проявлять максимальные психомоторные возможности. А это чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и уг­розой здоровью (Момот Д.А., 1998).

Следующей специфической особенностью спортивной деятельности яв­ляется неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только мо­торных, но и психических процессов, а так же личностных свойств спортсмена (Стамбулов А.В., 1980). В.И. Енин установил (1986), что в процессе регуляр­ных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная дея­тельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих вы­сокие спортивные результаты. Р.Н. Загайнов (1992) доказал, что спортсмены высокой квалификации проявляют такие свойства, как высокая ответствен­ность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёр­дость характера, уверенность в себе^ самоконтроль, самостоятельность, на­стойчивость и упорство, инициативность и смелость. Кроме того по мнению Н.Б. Стамбуловой (1999) спортивная деятель­ность расширяет адаптационные возможности человека.

Суммируя особенности спортивной деятельности можно согласиться с мнением Е.В. Боченковой (2000, С.12), что «спорт в целом и физические уп­ражнения в частности, оказывают существенное влияние на формирование психологических свойств личности».

Специфической особенностью спортивной деятельности является фор­мирование личности спортсмена как субъекта этого вида деятельности. Так, А.Ц. Пуни (1973, 1984) отмечает, что одной из особенностей личности спорт­смена является развитие спортивного характера, этого важного элемента ус­пешного выступления в соревновании, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. К таким же важным свойствам личности относится самооценка, которая является основой и в то же время результатом самоутверждения (Жи­лин СВ., 2003). У людей с высокой самооценкой наблюдается большая выра­женность мотива достижения социального успеха, независимо от их пола и возраста (Кубышкина М.Л., 1997).

Страницы: 1 2 


Аналитические основания структуры психики
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. По определению, психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Это определение основано на представлении о разу ...

Профессионально–ценностные установки студентов
Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эруди ...

Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований (Выготский, 1986; Дорфман, 1997; Тарасов, 1979). На наш взгляд, причины этого кроются не в особенностях ее собственно методологической по ...