Спецификой спортивной деятельности является, как уже отмечалось, социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности. Спортсмен часто вынужден в процессе своей спортивной карьеры концентрировать психофизические усилия и проявлять максимальные психомоторные возможности. А это чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и угрозой здоровью (Момот Д.А., 1998).
Следующей специфической особенностью спортивной деятельности является неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только моторных, но и психических процессов, а так же личностных свойств спортсмена (Стамбулов А.В., 1980). В.И. Енин установил (1986), что в процессе регулярных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная деятельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих высокие спортивные результаты. Р.Н. Загайнов (1992) доказал, что спортсмены высокой квалификации проявляют такие свойства, как высокая ответственность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёрдость характера, уверенность в себе^ самоконтроль, самостоятельность, настойчивость и упорство, инициативность и смелость. Кроме того по мнению Н.Б. Стамбуловой (1999) спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека.
Суммируя особенности спортивной деятельности можно согласиться с мнением Е.В. Боченковой (2000, С.12), что «спорт в целом и физические упражнения в частности, оказывают существенное влияние на формирование психологических свойств личности».
Специфической особенностью спортивной деятельности является формирование личности спортсмена как субъекта этого вида деятельности. Так, А.Ц. Пуни (1973, 1984) отмечает, что одной из особенностей личности спортсмена является развитие спортивного характера, этого важного элемента успешного выступления в соревновании, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. К таким же важным свойствам личности относится самооценка, которая является основой и в то же время результатом самоутверждения (Жилин СВ., 2003). У людей с высокой самооценкой наблюдается большая выраженность мотива достижения социального успеха, независимо от их пола и возраста (Кубышкина М.Л., 1997).
Аналитические основания структуры психики
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире.
По определению, психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Это определение основано на представлении о разу ...
Профессионально–ценностные установки студентов
Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эруди ...
Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований (Выготский, 1986; Дорфман, 1997; Тарасов, 1979). На наш взгляд, причины этого кроются не в особенностях ее собственно методологической по ...
Разделы