Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Специфика учебной и спортивной деятельности

Специфика учебной и спортивной деятельности
Страница 2

Спецификой спортивной деятельности является, как уже отмечалось, социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности. Спортсмен часто вынужден в процессе своей спортивной карьеры концентри­ровать психофизические усилия и проявлять максимальные психомоторные возможности. А это чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и уг­розой здоровью (Момот Д.А., 1998).

Следующей специфической особенностью спортивной деятельности яв­ляется неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только мо­торных, но и психических процессов, а так же личностных свойств спортсмена (Стамбулов А.В., 1980). В.И. Енин установил (1986), что в процессе регуляр­ных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная дея­тельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих вы­сокие спортивные результаты. Р.Н. Загайнов (1992) доказал, что спортсмены высокой квалификации проявляют такие свойства, как высокая ответствен­ность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёр­дость характера, уверенность в себе^ самоконтроль, самостоятельность, на­стойчивость и упорство, инициативность и смелость. Кроме того по мнению Н.Б. Стамбуловой (1999) спортивная деятель­ность расширяет адаптационные возможности человека.

Суммируя особенности спортивной деятельности можно согласиться с мнением Е.В. Боченковой (2000, С.12), что «спорт в целом и физические уп­ражнения в частности, оказывают существенное влияние на формирование психологических свойств личности».

Специфической особенностью спортивной деятельности является фор­мирование личности спортсмена как субъекта этого вида деятельности. Так, А.Ц. Пуни (1973, 1984) отмечает, что одной из особенностей личности спорт­смена является развитие спортивного характера, этого важного элемента ус­пешного выступления в соревновании, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. К таким же важным свойствам личности относится самооценка, которая является основой и в то же время результатом самоутверждения (Жи­лин СВ., 2003). У людей с высокой самооценкой наблюдается большая выра­женность мотива достижения социального успеха, независимо от их пола и возраста (Кубышкина М.Л., 1997).

Страницы: 1 2 


Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
При исследовании межличностных отношений в студенческой группе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к молодым людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют предста ...

Психологические эффекты массовой коммуникации
В мире до сих пор борются две тенденции. Представители одной, теперь уходящей, никак не желают признавать наличия каких-либо особых «эффектов» [1, С.14]. Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации. Рассмотрим достаточно яркие примеры: крайне позитивного и, на ...

Социализация в дошкольном учреждении
На микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса — воспитатель и воспитанник. Воспитатель — сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель ...