Исправительно-трудовая психология
Страница 1

1) Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

2) Психологический анализ коллектива осужденных.

3) Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.

4) Проблема адаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.

1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

Исправительно-трудовая психология изучает психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступление. Изучает динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. В связи с этим, перед воспитателями учреждения стоит более сложная задача: воспитать человека. Добиться, чтобы сам осужденный стремился к перевоспитанию и переделу своей собственной личности.

Нахождение в местах лишения свободы, отражается на психологии человека. Наиболее типичным состоянием осужденного является:

1) состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения);

2) нетерпение.

Данные виды состояния характеризуются повышенной напряжённостью, что приводит к резким порывам в поведении человека.

Может развиться состояние безнадёжности, обречённости, что влечёт за собой апатию, пассивность во всех действиях и проявлениях. Типичные явления - тоска по дому, свободе, мобильным людям, что внешне выражается в отрешённости и оцепенении, под влиянием тоски и раздражительности.

Изменение психических состояний связано с периодами нахождение в месте лишения свободы. Существуют следующие психологические периоды:

период адаптации или привыкания к новым условиям жизни (3-4 месяца). Особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение имеющихся стереотипов поведения. Это приводит к возникновению отрицательных эмоций, становится причиной психологических срывов, нарушений режима и т.д. То есть, на этой стадии особенно необходимы со стороны воспитателя терпение и такт по отношению к осужденному.

Период проявления. Развития интересов в новых условиях жизни. Он связан с появлением положительных эмоций, состояний вызывающих и повышающих психологическую активность осужденного. Интересы, способствующие таким состояниям могут быть различными: свидание с родственниками, выполнение работы, культурный досуг, учёба и т.д.

Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Характеризуется появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляется раскаяние в совершённом преступлении и желание возместить причинённый вред.

Период предшествующий освобождению. Ожидание освобождения часто протекает тяжело. Это связано с переживанием трудностей, которые ожидают осужденного в новых условиях. По этой причине возможно развитие психических состояний угнетённости и раздражительности.

Для процесса перевоспитания осужденного используется обучение, труд, общение. Однако, они обязательно сочетаются с режимом. Режимом обычно называют установленный распорядок труда, питания и отдыха в исправительно-трудовом учреждении. Соблюдение режима обеспечивается посредством охраны и надзора за осужденными, использованием мер поощрения и взыскания, применения, в строго определённых случаях, особых мер безопасности (оружия, наручников, смирительных рубашек). Основной базой действия режима как фактора является его жёсткость и неуклонность требования его выполнения. Человек смиряется с действием режима и, сознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его внутренних протестов и конфликтов.

Труду как особому фактору воздействия отводится особое место. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизм. Труд должен перевоспитывать преступника, помочь ему найти своё место в жизни, чтобы стать полноправным членом общества. Труд не должен отуплять тяжестью или бесцельностью. То есть, главная цель воспитательного процесса сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осуждённого. Когда это достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности.

2. Психологический анализ коллектива осужденных.

Создание коллектива осужденных является важным фактором перевоспитания. В исправительно-трудовых учреждениях воздействие на личность всегда происходит через коллектив и это воздействие будет более целенаправленным, чем скорее удаётся создать коллектив. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек - индивидуальностей, личностей, которые, в свою очередь, образуют группы. При создании группы учитывается интенсивность прошлой преступной деятельности, её вид, отбывание наказания в прошлом, проявляющееся отношение к мерам воздействия, к режиму. Для того, чтобы целенаправленно воздействовать на перевоспитание осужденных, необходимо иметь представление коллектива осужденных и каждой отдельной его личности.

Страницы: 1 2 3


Изучение отдельных случаев
Интенсивное изучение одного человека может быть проиллюстрировано случаем мужчины среднего возраста с мозговой травмой, наблюдавшегося Гольдштейном и сотрудниками в течение ряда лет. (Hanfmann, Rickers-Ovsiankina, & Goldstein, 1944). Этот мужчина жил в учреждении, и его каждодневное поведение в этих условиях, как и показатели по ста ...

Подход к гемблингу с точки зрения пяти теоретических моделей
Патологическое влечение к азартным играм рассматривается с точки зрения пяти теоретических моделей: 1. Наследственно-биологической, в рамках которой имеются указания на особенность у этих пациентов DRD-2 гена (определяющего функцию допаминовых рецепторов) 2. Поведенческой 3. Когнитивной 4. Психодинамической 5. Социальной B. F. Ski ...

Конфликт "личность - группа" ("один против всех" или "все на одного") (модель № 5)
Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена. Развитие конфликта определяется: позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член груп ...