Для выявления у одаренных детей феномена эгоцентризма, была применена совокупность различных методов диагностики. Использованная нами программа обследования учащихся начальной школы была выбрана нами как наиболее опробованная и выверенная, рекомендованная Министерством образования РФ. Подбор тестов на эгоцентризм осуществлялся исходя из возрастных особенностей младших школьников, по нижней возрастной границе.
Мы считаем допустимым использование интегрального уровня эгоцентризма полученных показателем перечисленных методов. Моральный эгоцентризм может быть рассмотрен как сложное психологическое свойство, связанное с такими характеристиками, как самооценка и тип ценностных ориентаций. Эгоцентрические центрации - тест свободных ассоциаций рисуночный тест «Несуществующее животное». Тип ценностных ориентаций- методика «Цветик-семицветик»-изучение самооценки.
Эта традиционная методика давно и достаточным успехом используется для определения уровня умственного развитию. Для детей она стандартизирована А.Ю. Панасюком (1973,1976). Данные Панасюка, отражающие состояния социокультурных воздействий, стали для нас отправной точкой в изучении особенностей умственного развития школьников.
Качественный анализ методик теста дал возможность определить преимущественный характер тех умений, которые обеспечивают выполнение типичных интеллектуальных задач, представленных в этих методиках. Умения, в составе которых на передний план выступают анемические операции, мы отнесли к репродуктивным, а включающие в первую очередь мыслительные операции – к продуктивным (Е.Л. Яковлева, 1984) Такая характеристика Позволяет получить представление об общем состоянии умственного развития и уровне его сформированнности у каждого ученика.
Нами выделены следующие уровни.
1 – наиболее высокий. Указывает на сформированность умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в материале, заданном в вербальной или образной (невербальной) форме. Предполагает наличие умения решать задачи требующие развития пространственного мышления и использования его в новых ситуациях.
2 уровень свидетельствует о том, что у школьников Хорошо сформированы какие-то идеи навыки (чаще всего вербальные), что позволяет им успешно справляться с большинством заданий. В то же время у них недостаточно развиты другие навыки, умения, что не дает им возможности довести до конца некоторые задания или хорошо справиться с ними.
3 средний. Указывает на то, что у школьников недостаточно хорошо сформировались умения анализировать и обобщать вербальный и образный материал, поэтому они часто используют в ответах конкретные примеры. Но одновременно у ребят могут быть хорошо представлены пространственные элементы мышления и умение понимать социальные ситуации, заданные в вербальной форме. Им нередко вполне под силу успешно выполнять некоторые отдельные вербальные задания.
Для установления степени сформированности у учащихся отдельных логико-психических мыслительных операций, характеризующих слепень овладения ими различными интеллектуальными умениями, использовался тест интеллекта, разработанный Р. Амтхауером, адаптированный для школьников в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (М.К. Акимова и др., 1984.
Гуманистические и духовно-ориентированные теории
личности
Гуманистическая психология возникла в Америке в конце 60—70-х гг. XX в. и заявила о себе как о третьем, новом направлении в психологии. Она противопоставила себя психоанализу и бихевиоризму, возвратила в психологию давние представления о духовной природе человека и традиции общечеловеческих ценностей.
Наиболее выдающиеся ее представите ...
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти.
Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к ...
Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.
Классифицировать проявле ...
Разделы