Материалы » Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста » Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников. Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное развитие)

Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников. Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное развитие)
Страница 1

Для выявления у одаренных детей феномена эгоцентризма, была применена совокупность различных методов диагностики. Использованная нами программа обследования учащихся начальной школы была выбрана нами как наиболее опробованная и выверенная, рекомендованная Министерством образования РФ. Подбор тестов на эгоцентризм осуществлялся исходя из возрастных особенностей младших школьников, по нижней возрастной границе.

Мы считаем допустимым использование интегрального уровня эгоцентризма полученных показателем перечисленных методов. Моральный эгоцентризм может быть рассмотрен как сложное психологическое свойство, связанное с такими характеристиками, как самооценка и тип ценностных ориентаций. Эгоцентрические центрации - тест свободных ассоциаций рисуночный тест «Несуществующее животное». Тип ценностных ориентаций- методика «Цветик-семицветик»-изучение самооценки.

Эта традиционная методика давно и достаточным успехом используется для определения уровня умственного развитию. Для детей она стандартизирована А.Ю. Панасюком (1973,1976). Данные Панасюка, отражающие состояния социокультурных воздействий, стали для нас отправной точкой в изучении особенностей умственного развития школьников.

Качественный анализ методик теста дал возможность определить преимущественный характер тех умений, которые обеспечивают выполнение типичных интеллектуальных задач, представленных в этих методиках. Умения, в составе которых на передний план выступают анемические операции, мы отнесли к репродуктивным, а включающие в первую очередь мыслительные операции – к продуктивным (Е.Л. Яковлева, 1984) Такая характеристика Позволяет получить представление об общем состоянии умственного развития и уровне его сформированнности у каждого ученика.

Нами выделены следующие уровни.

1 – наиболее высокий. Указывает на сформированность умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в материале, заданном в вербальной или образной (невербальной) форме. Предполагает наличие умения решать задачи требующие развития пространственного мышления и использования его в новых ситуациях.

2 уровень свидетельствует о том, что у школьников Хорошо сформированы какие-то идеи навыки (чаще всего вербальные), что позволяет им успешно справляться с большинством заданий. В то же время у них недостаточно развиты другие навыки, умения, что не дает им возможности довести до конца некоторые задания или хорошо справиться с ними.

3 средний. Указывает на то, что у школьников недостаточно хорошо сформировались умения анализировать и обобщать вербальный и образный материал, поэтому они часто используют в ответах конкретные примеры. Но одновременно у ребят могут быть хорошо представлены пространственные элементы мышления и умение понимать социальные ситуации, заданные в вербальной форме. Им нередко вполне под силу успешно выполнять некоторые отдельные вербальные задания.

Для установления степени сформированности у учащихся отдельных логико-психических мыслительных операций, характеризующих слепень овладения ими различными интеллектуальными умениями, использовался тест интеллекта, разработанный Р. Амтхауером, адаптированный для школьников в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (М.К. Акимова и др., 1984.

Страницы: 1 2 3


Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство как социокультурный феномен
Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие сост ...

Теория, связывающая внимание с понятием установки Д.Н. Узнадзе
Она вначале касалась особого рода состояния преднастройки, которая под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который ок ...

Введение.
Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в ...