Половые отношения как стиль общения является немаловажным феноменом в исследованиях дифференциальной психологии, поэтому остановимся на определении половых различий. Истоки изучения половых различий лежат в области дифференциальной психологии, начало которой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физические и психические черты мужчин и женщин.
Новый импульс исследований в области половых различий придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в которой они проанализировали психологическую литературу, охватывающую свыше 1000 исследований в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель - определить, какие из половых различий действительно существуют. Они пришли к выводу, что устойчивые половые различия можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню математических способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола. Носящие предположительный характер, но неоднозначные свидетельства половых различий были обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой тактильной чувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компании других; девочки чаще или охотнее сообщают о своих страхах, робости или тревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление к господству (доминантность); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби и Джеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств половых различий в других традиционных областях исследований.
Проведенный Элис Игли и Линдой Карли метаанализ литературы по половым различиям в способности оказывать влияние (influenceability) и выполненный Дженет Хайд метаанализ опубликованных исследований половых различий в таких когнитивных областях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственная способности, свидетельствуют о том, что объясняемая половыми различиями изменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, что фактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Как сообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных половых различий - имеется в виду зрительно-пространственная способность - фактором пола объясняется всего 5% установленной изменчивости данных.
Область половых различий - одна из немногих, где все еще продолжается полемика о роли природы и воспитания в развитии. Хотя большинство занимающихся этой проблемой ученых считают половые различия продуктом взаимодействия биологических и социальных факторов, исследователи склонны сосредотачиваться на изучении вклада в половые различия либо биологических, либо социальных переменных. Кроме того, в данной области возможны различные виды взаимодействий, которые могут вызывать совершенно разные типы исследований и политических решений.
Критика биологизаторских теорий половых различий оказалась особенно откровенной в новой развивающейся области «психологии женщин». Основное направление этой критики касалось влияния пола экспериментатора или, более широко, исследователя на проявление половых различий испытуемых в результатах выполнения тестов и других заданий. Другое направление отмечает существование обусловленной полом исследователя предвзятости в выборе содержательной области для изучения проявлений половых различий и в подборе методов, используемых для оценки «той же самой» характеристики у лиц мужского и женского полов.
Критика исследований половых различий может быть и концептуальной, а не только методологической. Например, можно указать на отсутствие общей теоретической базы для определения того, когда следует изучать проявление данного полового различия или что именно означает факт его обнаружения. Поэтому данные о половых различиях обычно рассеяны по всей исследовательской литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивы и невелики по объему, обобщения в области половых различий нередко основываются на произвольно принимаемых решениях или на стереотипных предположениях о том, какими они «должны» быть. Тем не менее, имеется тенденция трактовать описания половых различий как объяснения, потому что они связываются либо с биологическими процессами, либо с предложенными исследователем объяснительными механизмами.
Методы диагностики внимания
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольни ...
Социометрия
Мы использовали параметрический метод, который ограничивает количество выборов, делаемых каждым студентом. Для нашей группы, состоящей из 15 человек, каждому члену группы предложено сделать по 3 позитивных и 3 негативных выбора. Нами избран критерий совместного времяпрепровождения. Социометрическая карточка выглядит следующим образом: ...
Типы темперамнта и их психологическая характеристика
Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний. Является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.
Темперамент человека отражается:
· на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизвед ...



Разделы