На первом этапе исследования изучалась литература по выделенной проблеме, формулировались теоретико-методологические положения, цели и задачи исследования.
Нами были проанализированы социально-психологических условия, обусловливающие девиантное поведение. И пришли к выводу, что проблема взаимосвязи девиантного поведения подростков (социально-психологический фактор) и одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования.
Цель нашего исследования -
изучение взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.
Второй этап - поисковый эксперимент. Он был посвящен подбору и разработке диагностических программ состояния одиночества и социометрического статуса среди подростков-девиантов. В итоге этого этапа определились предмет, гипотеза и задачи формирующего этапа исследования.
Предмет исследования -
взаимосвязь субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.
Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.
Задача исследования - провести исследование взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.
Третий этап - формирующий эксперимент: конструирование и анализ результатов исследования с подростками, проявляющие девиантное поведение; выявление взаимосвязи между состоянием одиночества и социометрическим статусом подростков-девиантов. В результате этого этапа мы подтвердим или опровергнем выдвинутую нами гипотезу, сформулируем выводы, дадим рекомендации психологам, определим перспективы дальнейшего исследования.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечится четкостью теоретической и методологической позицией общего замысла работы: комплексным подходом к проблеме; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований; сбором эмпирического материала и развернутой качественной и количественной интерпретацией результатов исследования; корректным использованием методов обработки экспериментальных данных.
Нашу выборку составили ученики СШ № 33, - 31 человек. Нами были протестированы по методике Социометрия 8-е ("А" "Б"), 9-е ("А" "Б"), 10-е ("А" "Б") и 11-й классы - 7 классов - 174 человека из них 31 подростко-девианты, с ними мы затем проведем методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Из числа девиантных подростков, т.е. дети, употреблявшие спиртные напитки, токисикоманы, и пр.
а) Методика "Социометрия" [
16, с.3].
Социометрия - это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры:
1) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый";
3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований и их лидеров. Данные социометрии по изменению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающей из-за взаимной неприязни. Подробное описание методики в Приложении 1.
Развитие познания в истории человеческого общества
Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание
. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практиче ...
Оценка эффективности формирующего исследования
Цель: определение динамики развития слухоречевой памяти старших дошкольников в результате коррекционного воздействия.
Задачи:
1) провести сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов;
2) определить динамику развития слухоречевой памяти, смысловой памяти и фонематического слуха и внимания дошкольников;
3) ...
Психология зрелого возраста
План изложения.
О зрелости (36-50 лет). Понятие зрелой личности. Характерные кризисы этого возраста.
Психологические проблемы людей зрелого возраста, способы их разрешения. Функциональные
возможностей зрелых людей и их использование. Стрессфакторы зрелого периода жизни.
Введение.
Факт состоит в том, что само понятие зрелой личности ...
Разделы