Материалы » Субъективное ощущение одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением » Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Организация исследования

Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Организация исследования
Страница 1

На первом этапе исследования изучалась литература по выделенной проблеме, формулировались теоретико-методологические положения, цели и задачи исследования.

Нами были проанализированы социально-психологических условия, обусловливающие девиантное поведение. И пришли к выводу, что проблема взаимосвязи девиантного поведения подростков (социально-психологический фактор) и одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования.

Цель нашего исследования -

изучение взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Второй этап - поисковый эксперимент. Он был посвящен подбору и разработке диагностических программ состояния одиночества и социометрического статуса среди подростков-девиантов. В итоге этого этапа определились предмет, гипотеза и задачи формирующего этапа исследования.

Предмет исследования -

взаимосвязь субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Задача исследования - провести исследование взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Третий этап - формирующий эксперимент: конструирование и анализ результатов исследования с подростками, проявляющие девиантное поведение; выявление взаимосвязи между состоянием одиночества и социометрическим статусом подростков-девиантов. В результате этого этапа мы подтвердим или опровергнем выдвинутую нами гипотезу, сформулируем выводы, дадим рекомендации психологам, определим перспективы дальнейшего исследования.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечится четкостью теоретической и методологической позицией общего замысла работы: комплексным подходом к проблеме; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований; сбором эмпирического материала и развернутой качественной и количественной интерпретацией результатов исследования; корректным использованием методов обработки экспериментальных данных.

Нашу выборку составили ученики СШ № 33, - 31 человек. Нами были протестированы по методике Социометрия 8-е ("А" "Б"), 9-е ("А" "Б"), 10-е ("А" "Б") и 11-й классы - 7 классов - 174 человека из них 31 подростко-девианты, с ними мы затем проведем методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Из числа девиантных подростков, т.е. дети, употреблявшие спиртные напитки, токисикоманы, и пр.

а) Методика "Социометрия" [

16, с.3].

Социометрия - это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры:

1) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый";

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований и их лидеров. Данные социометрии по изменению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающей из-за взаимной неприязни. Подробное описание методики в Приложении 1.

Страницы: 1 2


Общее недоразвитие речи
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематиче­ского слуха, выраженное отставание в формировании сло­варного запаса и грамматического строя. Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют п ...

Нарушения общения и коммуникативные барьеры
Нарушение межличностного общения – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр. Разрушение отношений с кем-либо вследствие подозрительности, манипулятивности, зависти, ревности и т. п. ...

Человек как компонент природы, человек как микрокосм, человек как мера всех вещей и причина всех следствий
Как компонент природы - мы являемся частью природной ниши. Как микрокосмос-это психика, часть человека, которая является принципиально не познаваемой. Мира всех вещей - время в космосе не существует, для животных время не существует, время придумал человек, так же и понятия зла и добра. Человек как продукт биологической эволюции и ее ...