1. Самосознание представляет собой центральную инстанцию психики, которая организует, объединяет и регулирует духовную жизнь индивида. Самооценка является одним из важных аспектов самосознания личности, его аффективным компонентом и проявляется в оценивании личностью себя самой, своих психологических и физических качеств. Сущность самооценки определяется через обозначение её видов, характеристик, свойств, функций и механизмов и факторов формирования.
2. К видам самооценки относятся: адекватная и неадекватная; частная и обобщённая; актуальная («какой я здесь и теперь»), ретроспективная («каким я был в прошлом») и прогностическая («каким я буду»). Характеристиками самооценки являются её уровень, адекватность, дифференцированность, и оптимальность. Особенностями самооценки, относительно других психических явлений, являются её субъективность и относительная устойчивость. Её функции — это управление и регуляция поведения и деятельности, а так же обеспечение наиболее лучшей ориентации в объективной и субъективной действительности. Существует два механизма формирования самооценки: «пассивный» и «активный». Первый начинает работать в онтогенезе раньше и заключается в восприятии и усвоении ребёнком внешних оценок, которыми награждают его родители, воспитатели и всё окружение. Второй проявляется позже, когда ребёнок всё чаще начинает самостоятельно и осознано давать определённые оценки разным своим проявлениям, сравнивая себя с другими людьми, с отношением к нему, с теми нормами и идеалами, которые существуют в обществе. На процесс же формирования самооценки могут оказывать влияние разнообразные факторы, среди которых индивидуальные особенности личности и то, насколько важно для неё оцениваемое качество, конкретная ситуация, содержание деятельности и достигнутые в ней результаты, а так же социальные условия и другое.
3. Ведущая деятельность человека имеет свою специфику и накладывает определённый, отпечаток на его личностные особенности. Учебная деятельность — процесс приобретения человеком умений, знаний и навыков, совер шенствование и развитие своих способностей. Результатом учебной деятельности является научение - приобретение человеком новых психологических качеств и свойств. Спецификой спортивной деятельности заключается в ряде проявлений. Во-первых, основной её формой является спортивное соревнование. Во-вторых, предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом, и этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Кроме того, спортивная деятельность характеризуется необычными по длительности и интенсивности физическими и психическими напряжениями, что чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и угрозой здоровью. Спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека. Продуктом и результатом этой деятельности является спортивное достижение. Специфика спортивной деятельности заключается также в её социальном характере. И, наконец, Спорт, по мнению многих авторов, — лучшая школа развития не только моторных, но и психических процессов, и разнообразных свойств личности от волевых до эмоциональных. Это справедливо и для такого проявления личности спортсмена, как самооценка.
Значение стиля
воспитания в развитии эгоцентризма у подростков
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Ср ...
Понятие об аддикции
Аддиктивное поведение
– одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных ...
Приложения
Приложение 1
Список экспериментальной группы детей МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида 2001–2002 гг. рождения
1. Балакиров Роман
2. Безуглов Михаил
3. Емельяненко Максим
4. Живлякова Мария
5. Зинченко Дарья
6. Отрощенко Данил
7. Панова Анжела
8. Фольц Яков
9. Харламов Дмитрий
10. Шляпников Дмитрий
Список контрольной ...
Разделы