Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке

Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
Страница 1

Понятие «социализация» раскрывается и в отечественной, и в западной социологической литературе как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Это составная часть процесса становления личности, в ходе которого формируются ее наиболее распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Самая детальная информация перевозка негабарита тралом у нас.

Социологический подход. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, образование.

Факторно-институциональный подход. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система действия факторов, институтов и агентов социализации.

Интеракционистский подход. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

Интериоризационный подход. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.

Отечественная психология (а за ней и социология) имеют богатую традицию исследования проблемы социализации. Признавая за внешними, социальными условиями формирования личности определяющую роль, специалисты подчеркивали значимость позиции самой личности по отношению к этим условиям. Они обратили внимание на собственную активность и изменчивость повеления личности на всех этапах ее развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир. Согласно теории развития высших психических функций Выготского, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, вначале — социальном, потом - психологическом, вначале между людьми как категория интерпсихическая, затем — внутри ребенка как категория иптрапсихическая. Выготский подчеркивал, что среду пало рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка: воздействия спелы сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Классификацию существующих в западной науке концепций социализации стоит выделять на основе того, как сторонники определённого направления представляют себе цели и сущность социализации, модус поведения личности, который она призвана формировать.

Адаптивная концепция социализации нашла своё отражение в работах Джона Дьюи. Ролевая концепция социализации развивалась в теориях Эмиля Дюркгейма, Джорджа Герберта Мида. Критическая концепция социализации рассматривала человека как активного субъекта деятельности, что отражается в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Когнитивная концепция социализации подчёркивает значение когнитивных процессов для усвоения социального опыта, эта теория разрабатывалась Жаном Пиаже. Концепция социального научения рассматривает процессы идентификации, подражания, внушения, следования нормам, конформность в работах Альберта Бандуры и Ури Бронфенбреннера. Психоаналитическая концепция социализации пренадлежит Зигмунду Фрейду, который утверждал, что кроме сферы сознательной человек обладает – бессознательным. Психодинамическая концепция социализации предложена Куртом Левиным как структура определённых потребностей в социальной жизни человека. (см. приложение А).

По мнению В.А. Сухомлинского, на начальных этапах социализации, в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте в сознании детей ещё трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, переживания, чувства. Это своеобразные «следы» того образа жизни, который ведет ребенок в семье, в общении со сверстниками. Обращаясь к родителям и учителям, он подчеркивал: «В семье, в тончайших прикосновениях отца и матери к детскому сердцу и разуму пишется самая мудрая, самая сложная и в то же время самая простая — потому, что она доступна каждому отцу, каждой матери – страница книги, которую мы называем общественным воспитанием. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей».

Страницы: 1 2 3


Аналитическая психология К.Г. Юнга
К.Г. Юнг (1875—1961), швейцарский врач-психиатр, в начале своей деятельности также испытал влияние уже первых работ 3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил существенную роль духовных компонентов. И он стремился понять роль духовности в природе человека. Структуру психики К. Юнг рассматривает как взаимодействие сознани ...

Игра
Движения, входящие в игровое поведение, обычно не отличаются от тех, которые встречаются у данного вида в ситуациях с иным функциональным содержанием, например, при охоте, драке, половой и манипуляторной активности. Однако в игровых ситуациях последовательности движений часто бывают незавершенными. У животных могут случайно выработатьс ...

Результаты исследования иерархии ценностей старшеклассников.
На втором этапе экспериментального исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей старшеклассников двух групп. Результаты обследования старшеклассников из полных и неполных семьей. по методике М. Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2 Из таблиц №№ 1.1., 1.2. следует: для старшеклассников из неполных семей наивысший ра ...