Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке

Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
Страница 1

Понятие «социализация» раскрывается и в отечественной, и в западной социологической литературе как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Это составная часть процесса становления личности, в ходе которого формируются ее наиболее распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Социологический подход. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, образование.

Факторно-институциональный подход. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система действия факторов, институтов и агентов социализации.

Интеракционистский подход. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

Интериоризационный подход. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.

Отечественная психология (а за ней и социология) имеют богатую традицию исследования проблемы социализации. Признавая за внешними, социальными условиями формирования личности определяющую роль, специалисты подчеркивали значимость позиции самой личности по отношению к этим условиям. Они обратили внимание на собственную активность и изменчивость повеления личности на всех этапах ее развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир. Согласно теории развития высших психических функций Выготского, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, вначале — социальном, потом - психологическом, вначале между людьми как категория интерпсихическая, затем — внутри ребенка как категория иптрапсихическая. Выготский подчеркивал, что среду пало рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка: воздействия спелы сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Классификацию существующих в западной науке концепций социализации стоит выделять на основе того, как сторонники определённого направления представляют себе цели и сущность социализации, модус поведения личности, который она призвана формировать.

Адаптивная концепция социализации нашла своё отражение в работах Джона Дьюи. Ролевая концепция социализации развивалась в теориях Эмиля Дюркгейма, Джорджа Герберта Мида. Критическая концепция социализации рассматривала человека как активного субъекта деятельности, что отражается в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Когнитивная концепция социализации подчёркивает значение когнитивных процессов для усвоения социального опыта, эта теория разрабатывалась Жаном Пиаже. Концепция социального научения рассматривает процессы идентификации, подражания, внушения, следования нормам, конформность в работах Альберта Бандуры и Ури Бронфенбреннера. Психоаналитическая концепция социализации пренадлежит Зигмунду Фрейду, который утверждал, что кроме сферы сознательной человек обладает – бессознательным. Психодинамическая концепция социализации предложена Куртом Левиным как структура определённых потребностей в социальной жизни человека. (см. приложение А).

По мнению В.А. Сухомлинского, на начальных этапах социализации, в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте в сознании детей ещё трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, переживания, чувства. Это своеобразные «следы» того образа жизни, который ведет ребенок в семье, в общении со сверстниками. Обращаясь к родителям и учителям, он подчеркивал: «В семье, в тончайших прикосновениях отца и матери к детскому сердцу и разуму пишется самая мудрая, самая сложная и в то же время самая простая — потому, что она доступна каждому отцу, каждой матери – страница книги, которую мы называем общественным воспитанием. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей».

Страницы: 1 2 3


Лечение и коррекция СДВГ
Целью терапии является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо изменить окружение ребёнка в семье, школе и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций [21]. Лечение детей с синдромом дефицита внимания с ...

Развитие самооценки в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя. По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка[39]. Устойчивая самооценка формир ...

Статистические гипотезы
Формулирование гипотез систематизирует предположения исследователя и представляет их в четком и лаконичном виде. Благодаря гипотезам исследователь не теряет путеводной нити в процессе расчетов и ему легко понять после их окончания, что, собственно, он обнаружил. Статистические гипотезы подразделяются на нулевые и альтернативные, направ ...