Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке

Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
Страница 2

Ряд исследователей Б.Г. Ананьев, М.В. Демин, Н.П. Дубинин, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Полис рассматривают социализацию как процесс социальной эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологического. Такой подход вполне правомерен, так как человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окружающим миром, поэтому социализация проявляется весьма многообразно.

Во-первых, на уровне «организм — окружающая среда». В качестве примера можно сослаться на многочисленные медицинские данные, которые свидетельствуют о том, что главной современной причиной неврозов и соматических заболеваний являются многочисленные конфликты в социальной среде (в семье, в производственном коллективе, в сфере общения, досуга, на транспорте и т. д.). Иными словами, человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде.

Второй уровень социализации — «субъект — объект», то есть взаимодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня социализации характерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня социализации является овладение ребенком речью как общественным средством коммуникации. С ее помощью он приобщается к нормам и Ценностям общества, его духовной культуре. Но речь — одновременно и продукт отвлеченного речевого мышления, которое «тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобщениями — словесными понятиями и общественно выработанными логическими операциями».

Наконец, третий уровень социализации — «личность — общество». Это высший уровень детерминирования. Он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, ожиданий. На основе этого уровня социального приобщения складываются мотивы поведения, установки, которые лич­ность должна усваивать, чтобы существовать в данном обществе. Так, Б.Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в различные системы социальных отношений, институтов и организаций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.»

Б.П. Парыгин рассматривает социализацию как весь многогранный процесс очеловечивания человека, включа­ющий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду. Поэтому социализация предполагает социальное познание, социальное общение, овладение, навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей.

Современная социальная психология в качестве основных механизмов социализации выделяет: идентификацию, ориентацию, адаптацию, внушение, презентацию, фасилитацию, ингибицию. Эти механизмы действуют в общении детей со взрослыми и друг с другом. В их основе лежат мощные предпосылки генетически унаследованных форм поведения. Но воспитание способно с помощью своего методического аппарата обогащать действие механизма социализации, усиливать личностные факторы становления социального опыта детей и саморегуляции их поведения.

Социальная идентификация — один из важнейших механизмов социализации. На нем основано усвоение детьми разнообразных форм поведения, норм, отношений, которые проявляют родители, более старшие дети и ровесники, окружающие люди, даже герои книг и кинофильмов. Ребенок бессознательно отождествляет себя с людьми, проявляющими ценные с его точки зрения качества и формы поведения.

Воспитание имеет в своем арсенале точно соотнесенный с этим механизмом метод примера. Пример как метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поведения, образа жизни. Педагогическая сущность метода примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образцу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие же качества и так поступать. Пример-идеал определяет активность ребенка и направление этой активности: что ему нравится в герое, те качества он хочет иметь и сам. Соотнесение себя с избранным в качестве примера человеком — это работа ребенка со своим будущим. Воспитание использует в целях социальной идентификации несколько видов метода примера.

Страницы: 1 2 3


Ассоциации
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциа­ций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): 1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые ...

Методика № 10. «Тест «ВСК»»
1. Автор: Опросник разработан А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом. 2. Предмет диагностики: Ø в терминах рубрикатора: саморегуляция (волевой самоконтроль); Ø в терминах автора методики: уровень развития волевой регуляции (волевой самоконтроль), волевые черты личности «настойчивость» и «самообладание». 3. Операциональный стат ...

Классификация черт характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу пре ...