Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке

Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
Страница 2

Ряд исследователей Б.Г. Ананьев, М.В. Демин, Н.П. Дубинин, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Полис рассматривают социализацию как процесс социальной эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологического. Такой подход вполне правомерен, так как человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окружающим миром, поэтому социализация проявляется весьма многообразно.

Во-первых, на уровне «организм — окружающая среда». В качестве примера можно сослаться на многочисленные медицинские данные, которые свидетельствуют о том, что главной современной причиной неврозов и соматических заболеваний являются многочисленные конфликты в социальной среде (в семье, в производственном коллективе, в сфере общения, досуга, на транспорте и т. д.). Иными словами, человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде.

Второй уровень социализации — «субъект — объект», то есть взаимодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня социализации характерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня социализации является овладение ребенком речью как общественным средством коммуникации. С ее помощью он приобщается к нормам и Ценностям общества, его духовной культуре. Но речь — одновременно и продукт отвлеченного речевого мышления, которое «тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобщениями — словесными понятиями и общественно выработанными логическими операциями».

Наконец, третий уровень социализации — «личность — общество». Это высший уровень детерминирования. Он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, ожиданий. На основе этого уровня социального приобщения складываются мотивы поведения, установки, которые лич­ность должна усваивать, чтобы существовать в данном обществе. Так, Б.Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в различные системы социальных отношений, институтов и организаций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.»

Б.П. Парыгин рассматривает социализацию как весь многогранный процесс очеловечивания человека, включа­ющий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду. Поэтому социализация предполагает социальное познание, социальное общение, овладение, навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей.

Современная социальная психология в качестве основных механизмов социализации выделяет: идентификацию, ориентацию, адаптацию, внушение, презентацию, фасилитацию, ингибицию. Эти механизмы действуют в общении детей со взрослыми и друг с другом. В их основе лежат мощные предпосылки генетически унаследованных форм поведения. Но воспитание способно с помощью своего методического аппарата обогащать действие механизма социализации, усиливать личностные факторы становления социального опыта детей и саморегуляции их поведения.

Социальная идентификация — один из важнейших механизмов социализации. На нем основано усвоение детьми разнообразных форм поведения, норм, отношений, которые проявляют родители, более старшие дети и ровесники, окружающие люди, даже герои книг и кинофильмов. Ребенок бессознательно отождествляет себя с людьми, проявляющими ценные с его точки зрения качества и формы поведения.

Воспитание имеет в своем арсенале точно соотнесенный с этим механизмом метод примера. Пример как метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поведения, образа жизни. Педагогическая сущность метода примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образцу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие же качества и так поступать. Пример-идеал определяет активность ребенка и направление этой активности: что ему нравится в герое, те качества он хочет иметь и сам. Соотнесение себя с избранным в качестве примера человеком — это работа ребенка со своим будущим. Воспитание использует в целях социальной идентификации несколько видов метода примера.

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» (адаптация А.П. Васильковой). Текст опросника «Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?» 1. Желание лечить людей. 2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей. 3. Возможность заботиться о здоровье своих близких. 4. Престиж профессии и семей ...

Трудовая адаптация. Структурные составляющие адаптации
Подбор и прием на работу представляет собой длительный и дорогостоящий процесс - первому дню работы нового сотрудника организация затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Основные причины ухода принятых на работу в течение пе ...

Теория культурного переноса
Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1843-1904), еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Тард утверждал, что пр ...