Исправительно-трудовая психология
Страница 2

Главное место в этой структуре занимает:

1) актив - это группа осужденных, которые твёрдо встали на путь исправления, принимает активное участие в трудовом процессе и общественной жизни. Своими действиями способствует перевоспитанию других осужденных, то есть чем больше группа актива, тем легче вести воспитательную работу в коллективе;

2) группа резерва. Отличается от группы актива тем, что не принимает активное участие в перевоспитании других осужденных;

3) группа пассива - осужденные, колеблющиеся выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.

4) группа трудновоспитуемых - лица, стремящиеся противодействовать воспитательному процессу, администрации и группе актива. Данная группа действует разлагающе на весть коллектив.

Независимо от администрации в исправительно-трудовом учреждении возникают самостоятельные малые группы. Внутри групп создаётся своя структура. Каждый участник выполняет обязанности в соответствие с отведённой ему ролью. В малой группе всегда есть лидер, 2-е и 3-и роли.

В малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляется взаимная симпатия. В процессе организации отрицательно направленной малой группы часто возникает нездоровое соперничество и борьба между лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Захватив лидерство, вожак поручает всю чёрную работу другим осужденным, оставляя за собой роль организатора.

Формы проявления конфликта чрезвычайно многообразны: от скрытых состояний неудовлетворённости, до открытых столкновений с другими лицами и т.д. Каждый конфликт в своём развитии проходит ряд стадий:

начало, характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновений интересов, противоречивости мнений, вкусов;

формирование конфликтных отношений;

открытое столкновение конфликтных сторон;

разрешение различных противоречий.

Справедливое разрешение конфликта способствует перевоспитанию и исправлению осужденных.

Методы психологического воздействия на осужденных в процессе

их перевоспитания.

Прочное создание коллектива в колонии во всех случаях осуществляется при активном участии воспитателей. Его деятельность направляется на оказание воздействия на каждую личность и на коллектив в целом.

Для этого применяют следующий метод:

Метод убеждения. Реализуется чаще всего в ходе индивидуальных бесед. Беседа сочетает в себе цель изучения и воздействия на личность. Во время беседы разъясняется сущность и конечная цель действия.

Метод регулирования межличностных отношений. Воспитательное воздействие дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и, ставшими полноценными гражданами российского общества. При использовании данной методики имеет существенное значение общение с семьёй, которое способствует выработке положительных эмоций и качеств у заключённых.

Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбирается информация, поступающая к осуждённым лицам. Важно собирать сведения о том, как живёт семья осужденного в настоящее время. Безусловно, при этом должны быть учтены лишь положительные стороны жизни. На наглядных примерах осужденный должен осознать, что несмотря на то, что он причинил вред государству (коллективу), однако, его семье оказывается помощь, и делается всё, чтобы его дети росли полноценными гражданами.

Метод внушения. Данный метод должен основываться на авторитете лица, которое его применяет. Целью применения данного метода, является выработка у осужденного стремления к самовоспитанию.

В процессе самовоспитания у осужденного необходимо развить привычку анализировать своё поведение.

Осужденный должен постоянно обучаться принимать самостоятельные решения, управлять собственными поступками. Существенно помогает воспитанию качеств личности создание ситуаций, при которых осужденный ставится перед необходимостью принимать решения за группу лиц, чувствовать ответственность за труд и поведение других. Практика исправительно-трудовых учреждений показывает, что именно в подобных ситуациях осужденные начинают активнее трудиться, их труд становится более производительным и сознательным.

4. Проблема адаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.

Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается а активизации их психики, настроя их чувств, привычек, психических состояний в формировании установки на надлежащее поведение в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов исследования притязания и характеристик самоактуализации подростков
Первой задачей исследования является определение уровня притязаний. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной ...

Принципы интерпретации творчества
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её “необходимое, существенное, неотъемлемое свойство”. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности челов ...

Особенности организации и проведения групповой игротерапии.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения ...