Материалы » Юридическая подготовка к психологической деятельности » Психологические основы предварительного расследования

Психологические основы предварительного расследования
Страница 4

Следственным экспериментом руководит следователь, или следователь выполняет организационную работу на месте события. Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Необходимо более тщательное изучение явления - принцип следственного эксперимента, второй принцип осуществления следственного эксперимента - является вариативность, то есть осуществление каждого последующего опыта в изменённых условиях. Так, при проверке возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора, происходящего в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычным голосом, громко, тихо, при плотно закрытой и открытой двери. Данная смена вариантов позволяет выявить объективно существующую возможность услышать разговор.

5. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ).

Анализ следственной практики свидетельствует о том, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. К компетенции судебно-психологической экспертизы относится исследование состояний переутомления, сильного страха, депрессии и т.д. К компетенции судебно-психологической экспертизы относится определение данных состояний, которые, если вызваны неправомерными действиями потерпевшего являются либо ОСО, либо обусловливают привилегированную квалификацию отдельных составов преступления. Судебно-психологическая экспертиза назначается при появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего правильно воспринимать определённые обстоятельства и дать об этом показания.

Часто объектом судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнее лицо, так как на содержание показаний этого лица могли повлиять фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны другого лица.

При назначении судебно-психологической экспертизы следователь сталкивается с организационными трудностями. В настоящее время у нас нет экспертных учреждений, которые могли бы проводить судебно-психологические экспертизы. Производство судебно-психологической экспертизы поручается научно-исследовательским лабораториям, психологическим факультетам университетов, психологическим отделам и лабораториям. Результаты судебно-психологические экспертизы оформляются в виде письменного заключения.

Психология проверки показаний на месте.

Это следственное действие, включающее в себя элементы ряда других следственных действий (осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента) и в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Главная цель воспроизведения следственных действий на месте, получение информации по отношению к уже полученной в ходе допроса.

Чаще всего, различают следующие основания для проведения этого следственного действия:

необходимость обнаружения места происшествия;

необходимость установления маршрута (пути следования). Шофёр Успенский, экспедитор Ильинский и грузчик Иванов, похитив значительное количество фруктов, продавали их гражданам прямо с машины. Для установления свидетелей, то есть покупателей фруктов необходимо узнать по каким улицам проезжала машина и где она останавливалась.

установление места нахождения предметов, необходимых для следствия;

установление неизвестных следствию лиц;

установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия и т.д.

При подготовке к проверке показаний на месте следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект:

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие личности
Салливан очень тщательно описал последовательность межличностных ситуаций, в которые вовлекается личность на пути от младенчества ко взрослости, и то, как эти ситуации влияют на формование личности. Большее внимание, чем другие теоретики личности, за исключением, может быть, Фрейда, Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. ...

Процедура коррекции самооценки посредством самопознания
Программа формирующего эксперимента по коррекции характеристик самооценки спортсменов включала в себя несколько этапов. Кратко охаракте­ризуем каждый из них. 1. Первичное изучение характеристик самооценки (ее уровня, адекват­ности и дифференцированности) у каждого испытуемого. В методику само­оценки были заложены те свойства личности, ...

Тревожный тип личности
Для этих детей характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность, низкая стрессоустойчивость. Как правило, это сочетается с высокой возбудимостью, повышенной ответственностью, добросовестностью, хорошим пониманием социальных нормативов. Для такого типа детей ведущей деятельностью является общение. Эти д ...