Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов

Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов
Страница 2

У представителей контрольной группы картина взаимосвязей совсем другая. Самооценка КС «Широта категоризации» взаимосвязана с самооцен­кой умения обобщать и устанавливать логические связи между понятиями (р < 0,05 и 0,001 соответственно). Самооценка памяти достоверно не связана с са­мооценкой двух взаимосвязанных между собой (р < 0,001) показателей мыш­ления - умения обобщать и устанавливать логические связи.

Сказанное позволяет заключить, что самооценка познавательных про­цессов у спортсменов образует своеобразный симптомокомплекс, включаю­щий в себя самооценку основных когнитивных составляющих: памяти и мыш­ления. У лиц, непричастных к спорту такой симптомокомплекс не включает в себя самооценку памяти, зато включат самооценку широты категоризации.

Именно эти два показателя самооценки познавательных процессов — умения обобщать и устанавливать логические связи корреляционно связаны с самооценкой собственной личности в целом: умения обобщать - при р < 0,001 (р = 0,48) и умения устанавливать логические связи - при р < 0,01 (р = 0,29).

Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов практиче­ски не отличаются от самооценок других свойств личности (6,45 балла против 6,61). Обращает на себя внимание высокая относительно других самооценка активности личности (как свойства темперамента) и низкая - тревожности (таблица 2). Однако низкая самооценка выраженности тревожности «работа­ет» на высокую общую самооценку, поскольку низкая тревожность в пред­ставлении как спортсменов, так и не занимающихся спортом — явление пози­тивное.

Обращение к показателям самооценки нейродинамических характери­стик представителей контрольной группы показывает, что спортсмены, более высоко оценивают у себя два из трех свойств нервной системы: ее силы (р < 0,02) и уравновешенности (р < 0,04).

Самооценка свойств темперамента у спортсменов выше, чем у испытуе­мых из контрольной группы. Однако достоверного уровня значимость дости­гают лишь различия трех показателей из шести. У спортсменов более высоки активность (р < 0,02), темп реакций (р < 0,03) и низка тревожность (р < 0,04). Наиболее высоко оценены те свойства темперамента, которые однозначно трактуются как положительные.

Коэффициенты вариации самооценок нейродинамических характери­стик личности у спортсменов ниже, чем у студентов, не занимающихся спор­том - в среднем 27,69% против 30,53%. Существует и исключение - коэффи­циент вариации самооценки тревожности у спортсменов выше (37,59%), чем у лиц, непричастных к спорту (26,64%).

Самооценка силы нервной системы тесно взаимосвязана с самооценкой ее уравновешенности (р < 0,001). Других взаимосвязей между свойствами нервной системы не обнаружено. Данная связь не является особенной, поскольку такого же высокого уровня достоверности достигает коэффициент корреля­ции между этими же показателями у испытуемых контрольной группы.

Таблица 2

Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом

Характеристики самооценки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t

Р

X

S

V

X

S

V

Сила нервных процессов (НП)

6,45

0,26

28,50

5,32

0,51

44,72

1,96

0,05

Уравновешенность НП

6,31

0,24

27,12

6,18

0,30

31,09

0,34

0,74

Подвижность НП

6,29

0,23

25,98

5,53

0,27

31,75

2,10

0,04

Активность

7,29

0,22

21,52

6,50

0,23

22,82

2,42

0,02

Экстраверсия

6,04

0,25

29,26

6,08

0,27

28,97

-0,09

0,93

Ригидность

6,41

0,25

27,75

5,95

0,33

36,10

1,08

0,28

Эмоциональная устойчивость

6,71

0,29

29,79

6,64

0,29

29,00

0,17

0,86

Тревожность

5,61

0,25

37,59

6,47

0,33

26,64

-2,12

0,04

Темп реакций

6,96

0,22

21,74

6,27

0,23

23,71

2,17

0,03

Средняя самооценка нейродинамических характеристик

6,45

0,25

27,69

6,10

0,31

30,53

0,94

Средняя самооценка всех характеристик

6,61

0,23

24,76

6,24

0,28

28,69

1,21

., -

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основные формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современ­ных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, нар­команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе­цифику. Преступность. Социологические исследования преступ­ности и ее причин берут начало в работах русского статисти­ка К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо ...

Социальная адаптация агрессивных детей
В социологии принято выделять две фазы социализации: адаптацию и интериоризацию (интернализацию). Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) чаще всего определяется как: 1) приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды; 2) вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных ус ...

Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости. Эти шесть стадий соотносятся с культурой западноевропейского типа и в обществах иного типа могут быть иными. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенильная эра; 4) пред-юность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность. Период младенчества продолжается от рождения до ...