У представителей контрольной группы картина взаимосвязей совсем другая. Самооценка КС «Широта категоризации» взаимосвязана с самооценкой умения обобщать и устанавливать логические связи между понятиями (р < 0,05 и 0,001 соответственно). Самооценка памяти достоверно не связана с самооценкой двух взаимосвязанных между собой (р < 0,001) показателей мышления - умения обобщать и устанавливать логические связи.
Сказанное позволяет заключить, что самооценка познавательных процессов у спортсменов образует своеобразный симптомокомплекс, включающий в себя самооценку основных когнитивных составляющих: памяти и мышления. У лиц, непричастных к спорту такой симптомокомплекс не включает в себя самооценку памяти, зато включат самооценку широты категоризации.
Именно эти два показателя самооценки познавательных процессов — умения обобщать и устанавливать логические связи корреляционно связаны с самооценкой собственной личности в целом: умения обобщать - при р < 0,001 (р = 0,48) и умения устанавливать логические связи - при р < 0,01 (р = 0,29).
Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов практически не отличаются от самооценок других свойств личности (6,45 балла против 6,61). Обращает на себя внимание высокая относительно других самооценка активности личности (как свойства темперамента) и низкая - тревожности (таблица 2). Однако низкая самооценка выраженности тревожности «работает» на высокую общую самооценку, поскольку низкая тревожность в представлении как спортсменов, так и не занимающихся спортом — явление позитивное.
Обращение к показателям самооценки нейродинамических характеристик представителей контрольной группы показывает, что спортсмены, более высоко оценивают у себя два из трех свойств нервной системы: ее силы (р < 0,02) и уравновешенности (р < 0,04).
Самооценка свойств темперамента у спортсменов выше, чем у испытуемых из контрольной группы. Однако достоверного уровня значимость достигают лишь различия трех показателей из шести. У спортсменов более высоки активность (р < 0,02), темп реакций (р < 0,03) и низка тревожность (р < 0,04). Наиболее высоко оценены те свойства темперамента, которые однозначно трактуются как положительные.
Коэффициенты вариации самооценок нейродинамических характеристик личности у спортсменов ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом - в среднем 27,69% против 30,53%. Существует и исключение - коэффициент вариации самооценки тревожности у спортсменов выше (37,59%), чем у лиц, непричастных к спорту (26,64%).
Самооценка силы нервной системы тесно взаимосвязана с самооценкой ее уравновешенности (р < 0,001). Других взаимосвязей между свойствами нервной системы не обнаружено. Данная связь не является особенной, поскольку такого же высокого уровня достоверности достигает коэффициент корреляции между этими же показателями у испытуемых контрольной группы.
Таблица 2
Самооценки нейродинамических характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом
Характеристики самооценки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t |
Р | ||||
X |
S |
V |
X |
S |
V | |||
Сила нервных процессов (НП) |
6,45 |
0,26 |
28,50 |
5,32 |
0,51 |
44,72 |
1,96 |
0,05 |
Уравновешенность НП |
6,31 |
0,24 |
27,12 |
6,18 |
0,30 |
31,09 |
0,34 |
0,74 |
Подвижность НП |
6,29 |
0,23 |
25,98 |
5,53 |
0,27 |
31,75 |
2,10 |
0,04 |
Активность |
7,29 |
0,22 |
21,52 |
6,50 |
0,23 |
22,82 |
2,42 |
0,02 |
Экстраверсия |
6,04 |
0,25 |
29,26 |
6,08 |
0,27 |
28,97 |
-0,09 |
0,93 |
Ригидность |
6,41 |
0,25 |
27,75 |
5,95 |
0,33 |
36,10 |
1,08 |
0,28 |
Эмоциональная устойчивость |
6,71 |
0,29 |
29,79 |
6,64 |
0,29 |
29,00 |
0,17 |
0,86 |
Тревожность |
5,61 |
0,25 |
37,59 |
6,47 |
0,33 |
26,64 |
-2,12 |
0,04 |
Темп реакций |
6,96 |
0,22 |
21,74 |
6,27 |
0,23 |
23,71 |
2,17 |
0,03 |
Средняя самооценка нейродинамических характеристик |
6,45 |
0,25 |
27,69 |
6,10 |
0,31 |
30,53 |
0,94 | |
Средняя самооценка всех характеристик |
6,61 |
0,23 |
24,76 |
6,24 |
0,28 |
28,69 |
1,21 |
., - |
Значение стиля
воспитания в развитии эгоцентризма у подростков
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Ср ...
Обследование интеллектуального развития детей
Наряду со слабослышащими на медико-педагогическую комиссию иногда попадают дети, недоразвитие речи которых обусловлено умственной отсталостью. У них так же, как и у детей с общим недоразвитием при нормальном интеллекте', может наблюдаться недостаточный словарный запас, неправильное грамматическое построение предложений, нарушение прои ...
Основы психологических знаний о личности. Вербальные
и невербальные средства общения.
План:
1. Характеристика вербального общения.
2. Характеристика невербального общения.
1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, чело ...
Разделы