Обследование интеллектуального развития детей
Страница 1

Наряду со слабослышащими на медико-педагогическую комиссию иногда попадают дети, недоразвитие речи которых обусловлено умственной отсталостью. У них так же, как и у детей с общим недоразвитием при нормальном интеллек­те', может наблюдаться недостаточный словарный запас, неправильное грамматическое построение предложений, на­рушение произношения многих групп звуков и другие про­явления речевого недоразвития. Поэтому перед членами ко­миссии стоит (сложная) задача правильно отличить одни состояния от других, сходных между собой лишь внешне;

отделить детей, у которых первичным является речевой де­фект, а вторичным — задержка умственного развития, о? умственно отсталых. Это осуществляется в ходе совместно­го обследования логопедом и врачом-психоневрологом.

[2]Врач - психоневролог анализирует различные причины и явления, которые могли повлечь за собой снижение интел­лекта ребенка. Например, наличие патологических симпто­мов и остаточных явлений органического поражения цен­тральной нервной системы, свидетельствующих о перенесен­ной родовой или дородовой травме; заболеваний, протекавших в раннем возрасте и других факторов, обусловливающих

интеллектуальное развитие.

Особое внимание при обследовании интеллекта логопед и психоневролог уделяют уровню развития основных видов познавательной деятельности, проверят не только знания ребенка, но и его умственные способности. Специально по­добранные задания направлены 'на то, чтобы определить степень умения ребенка производить сравнение, сопоставле­ние, .выделять некоторые свойства предметов, главные и вто­ростепенные признаки, обобщать их.

В процессе обследования обращается внимание на то, как ребенок решает задачу: целенаправленно ли приступает к выполнению задания, обращается ли за помощью в случае затруднений или пытается преодолеть возникшие трудности самостоятельно; .как принимает помощь логопеда, исполь­зует ли ее при выполнении аналогичных заданий или остав­ляет задание невыполненным.

Важно отметить запас представлений ребенка об окру­жающем мире, готовность к выполнению задания, наблюда­тельность, любознательность, память, а также устойчивость внимания; быстро ли отвлекается, утомляется, способен ли переключаться на другие виды деятельности.

,Так, дети с нормальным интеллектуальным развитием активно пользуются помощью, которую им оказывает лого­пед, а полученные навыки успешно применяют тут же при решении другой аналогичной задачи.

Для умственно отсталого ребенка небольшое число обу­чающих упражнений чаще всего является недостаточным, и при предъявлении других аналогичных заданий ему необ­ходимы дополнительные приемы обучения.

Показательным фактором при выполнении задания умст­венно отсталым ребенком являются быстрая отвлекаемость и переключение на другой объект или уход 'в сторону от ре­шения поставленной задачи, некритичность в оценке резуль­татов работы, топтание на месте при выполнении отдельных заданий, стереотипность действий.

Одним из наиболее ярких показателей умственного раз­вития детей — счет и умение выполнять счетные операции. Поэтому рекомендуется ряд заданий, связанных с овладе­нием счетными операциями. При их отборе следует исходить из программных требований массового детского сада соот­ветствующей или предыдущей возрастной группы. Так, для детей до пяти лет счетные операции предлагаются в преде­лах 3—4-х единиц, после пяти лет — в пределах. 5-тн единиц действия я белее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современ­ных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, нар­команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе­цифику. Преступность. Социологические исследования преступ­ности и ее причин берут начало в работах русского статисти­ка К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо ...

Формы проявления внимания
Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны. В.В. Петухов предложил выделять две группы психи ...

Методика № 9. « Шкала контроля за действием»
Инструкция: Читайте внимательно каждый вопрос и ответы к нему, отвечайте не вдумываясь, правдиво то, что первым приходит в голову. Интерпретация: Испытуемая № 1. Гриценко С.А. Возраст – 39 лет. Контроль за действием при неудачи: 4 Контроль за действием при планировании: 5 Контроль за действием при реализации: 9 Согласно выше ук ...