Обследование интеллектуального развития детей
Страница 4

(треугольника) разной величины и конфигурации.

Умственно отсталые дети допускают ошибки при выпол­нении этого задания, выстраивая отдельные части картинки в ряд, друг за другом, без всякой внутренней связи, склады­вают картинку без учета соотношения частей и целого. Для детей с сохранным интеллектом после показа способа дей­ствия простейшее задание (сложить картинку из 2-ча'стей) доступно уже в 3-4-летнем возрасте.

Упражнение “Четвертый лишний”

Для выявления у ребенка уровня умения обобщать по­нятия, сопоставлять предметы и их свойства, определять на­значение предметов используется прием классификации пред­метов и исключения лишней карточки, не относящейся к дан­ной категории, — “Четвертый лишний”. Логопед готовит 4 карточки с изображением предметов, из которых только 3 можно объединить по общему признаку (форме, цвету, раз­меру, назначению и т. д). Задание выглядит так: “Посмот­ри внимательно на эти картинки и найти лишнюю, которая сюда не подходит”. Если ребенок не справляется, то логопед по аналогичным картинкам сам выполняет задание и объяс­няет, почему он сделал именно так. По степени сходных при­знаков картинки могут подбираться по разному: например, -наиболее легкие — фрукты (яблоко, груша, виноград) и 4-я — ракета. И более сложные, например, предметы обуви (туфли, сапог, ботинок). Такие задания можно да­вать детям с 5-ти лет.

Обследование речи

[5]Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, необходимо проверить различные стороны пользования уст­ной речью: навык связного рассказывания, грамматический строй, словарь, слоговая структура, произношение звуков, состояние артикуляционного аппарата.

Важно установить не только наличие того или иного на­рушения речи, например неправильной грамматически, но и степень ее устойчивости, отметить, как ребенок использует помощь и может ли затем применить ее при решение друго­го задания, например выбрать правильную грамматическую

форму из двух предъявленных. При оценке речи обследуемых детей надо учитывать, насколько соответствует уровень ре­чевого развития ребенка возрастной норме; насколько при­мерный предложенный объем задания е;му доступен; какова степень сформированности грамматического строя речи, сло­говой структуры слова в сравнении с характерной для ос­новной массы хорошо говорящих дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. При подборе сюжет­ных .картинок для рассказов необходимо учитывать, чтобы их

содержание было доступно детям, связано с жизнью дет-. сада или знакомой окружающей обстановкой. Сначала пред­лагается внимательно рассмотреть картинку (1—2 мин.). Затем логопед Задает вопросы, чтобы выявить, насколько правильно понято ее содержание. Далее дается план, опи­раясь на который дети составляют рассказ.

Составление рассказа по серии картинок. Подбираются серии из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти картинок. Предварительно лого­пед раскладывает картинки и на примере I серии объясняет последовательность раскладки картинок. После этого ре­бенку предлагается разложить картинки, рассмотреть их, от­ветить на вопросы по содержанию. Далее дети самостоятель­но рассказывают о том, что изображено на картинках. С уче- том тяжести дефекта и возрастных особенностей детей серии сюжетных картинок раскладываются в порядке нарастания сложности. Например: “Мамина помощница”, “Сам”, “По­жар в лесу”, “Кто виноват” и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии. По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место ме ...

Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Долгое время единый термин для обозначения отклонений в развитии личности отсутствовал. Большое число работ отражало различные концепции авторов, в названии синдрома использовались наиболее часто встречающиеся ...

Развитие организма
Хотя понятие само-актуализации предполагает, что существуют схемы или стадии развития, которые проходит прогрессирующая личность, Гольдштейн немногое говорит относительно роста, за исключением некоторых общих положений по поводу того, что по мере взросления поведение становится все более уравновешенным и упорядоченным и все более соотве ...