Обследование интеллектуального развития детей
Страница 4

(треугольника) разной величины и конфигурации.

Умственно отсталые дети допускают ошибки при выпол­нении этого задания, выстраивая отдельные части картинки в ряд, друг за другом, без всякой внутренней связи, склады­вают картинку без учета соотношения частей и целого. Для детей с сохранным интеллектом после показа способа дей­ствия простейшее задание (сложить картинку из 2-ча'стей) доступно уже в 3-4-летнем возрасте.

Упражнение “Четвертый лишний”

Для выявления у ребенка уровня умения обобщать по­нятия, сопоставлять предметы и их свойства, определять на­значение предметов используется прием классификации пред­метов и исключения лишней карточки, не относящейся к дан­ной категории, — “Четвертый лишний”. Логопед готовит 4 карточки с изображением предметов, из которых только 3 можно объединить по общему признаку (форме, цвету, раз­меру, назначению и т. д). Задание выглядит так: “Посмот­ри внимательно на эти картинки и найти лишнюю, которая сюда не подходит”. Если ребенок не справляется, то логопед по аналогичным картинкам сам выполняет задание и объяс­няет, почему он сделал именно так. По степени сходных при­знаков картинки могут подбираться по разному: например, -наиболее легкие — фрукты (яблоко, груша, виноград) и 4-я — ракета. И более сложные, например, предметы обуви (туфли, сапог, ботинок). Такие задания можно да­вать детям с 5-ти лет.

Обследование речи

[5]Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, необходимо проверить различные стороны пользования уст­ной речью: навык связного рассказывания, грамматический строй, словарь, слоговая структура, произношение звуков, состояние артикуляционного аппарата.

Важно установить не только наличие того или иного на­рушения речи, например неправильной грамматически, но и степень ее устойчивости, отметить, как ребенок использует помощь и может ли затем применить ее при решение друго­го задания, например выбрать правильную грамматическую

форму из двух предъявленных. При оценке речи обследуемых детей надо учитывать, насколько соответствует уровень ре­чевого развития ребенка возрастной норме; насколько при­мерный предложенный объем задания е;му доступен; какова степень сформированности грамматического строя речи, сло­говой структуры слова в сравнении с характерной для ос­новной массы хорошо говорящих дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. При подборе сюжет­ных .картинок для рассказов необходимо учитывать, чтобы их

содержание было доступно детям, связано с жизнью дет-. сада или знакомой окружающей обстановкой. Сначала пред­лагается внимательно рассмотреть картинку (1—2 мин.). Затем логопед Задает вопросы, чтобы выявить, насколько правильно понято ее содержание. Далее дается план, опи­раясь на который дети составляют рассказ.

Составление рассказа по серии картинок. Подбираются серии из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти картинок. Предварительно лого­пед раскладывает картинки и на примере I серии объясняет последовательность раскладки картинок. После этого ре­бенку предлагается разложить картинки, рассмотреть их, от­ветить на вопросы по содержанию. Далее дети самостоятель­но рассказывают о том, что изображено на картинках. С уче- том тяжести дефекта и возрастных особенностей детей серии сюжетных картинок раскладываются в порядке нарастания сложности. Например: “Мамина помощница”, “Сам”, “По­жар в лесу”, “Кто виноват” и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку
С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным треб ...

Специальная психология для детей с задержкой психического развития.
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их к ...

Приложения
Приложение А Тест самоактуализации (САТ) Инструкция к тесту: «Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами "а" и "б". Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей ...