(треугольника) разной величины и конфигурации.
Умственно отсталые дети допускают ошибки при выполнении этого задания, выстраивая отдельные части картинки в ряд, друг за другом, без всякой внутренней связи, складывают картинку без учета соотношения частей и целого. Для детей с сохранным интеллектом после показа способа действия простейшее задание (сложить картинку из 2-ча'стей) доступно уже в 3-4-летнем возрасте.
Упражнение “Четвертый лишний”
Для выявления у ребенка уровня умения обобщать понятия, сопоставлять предметы и их свойства, определять назначение предметов используется прием классификации предметов и исключения лишней карточки, не относящейся к данной категории, — “Четвертый лишний”. Логопед готовит 4 карточки с изображением предметов, из которых только 3 можно объединить по общему признаку (форме, цвету, размеру, назначению и т. д). Задание выглядит так: “Посмотри внимательно на эти картинки и найти лишнюю, которая сюда не подходит”. Если ребенок не справляется, то логопед по аналогичным картинкам сам выполняет задание и объясняет, почему он сделал именно так. По степени сходных признаков картинки могут подбираться по разному: например, -наиболее легкие — фрукты (яблоко, груша, виноград) и 4-я — ракета. И более сложные, например, предметы обуви (туфли, сапог, ботинок). Такие задания можно давать детям с 5-ти лет.
Обследование речи
[5]Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, необходимо проверить различные стороны пользования устной речью: навык связного рассказывания, грамматический строй, словарь, слоговая структура, произношение звуков, состояние артикуляционного аппарата.
Важно установить не только наличие того или иного нарушения речи, например неправильной грамматически, но и степень ее устойчивости, отметить, как ребенок использует помощь и может ли затем применить ее при решение другого задания, например выбрать правильную грамматическую
форму из двух предъявленных. При оценке речи обследуемых детей надо учитывать, насколько соответствует уровень речевого развития ребенка возрастной норме; насколько примерный предложенный объем задания е;му доступен; какова степень сформированности грамматического строя речи, слоговой структуры слова в сравнении с характерной для основной массы хорошо говорящих дошкольников.
Составление рассказа по картинкам. При подборе сюжетных .картинок для рассказов необходимо учитывать, чтобы их
содержание было доступно детям, связано с жизнью дет-. сада или знакомой окружающей обстановкой. Сначала предлагается внимательно рассмотреть картинку (1—2 мин.). Затем логопед Задает вопросы, чтобы выявить, насколько правильно понято ее содержание. Далее дается план, опираясь на который дети составляют рассказ.
Составление рассказа по серии картинок. Подбираются серии из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти картинок. Предварительно логопед раскладывает картинки и на примере I серии объясняет последовательность раскладки картинок. После этого ребенку предлагается разложить картинки, рассмотреть их, ответить на вопросы по содержанию. Далее дети самостоятельно рассказывают о том, что изображено на картинках. С уче- том тяжести дефекта и возрастных особенностей детей серии сюжетных картинок раскладываются в порядке нарастания сложности. Например: “Мамина помощница”, “Сам”, “Пожар в лесу”, “Кто виноват” и др.
Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом
возрастной динамики
В группе мальчиков четырнадцатилетнего возраста были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 4): двухфакторная структура, объясняющая 40,83% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к оказанию помощи и поддержки другим – склонность к разрушающему собственное здоровье поведению» у данной группы объясняет 27,74% дисперсии ...
Юность – время выбора профессии
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи.
Юность – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отлож ...
Этапы формирования аддикции
«Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне». «Исходная точка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего ...



Разделы