[3]В процессе обследования задания надо давать с постепенным усложнением. Сначала обращать внимание на умение правильно пересчитать предметы (палочки, грибки и т. д.). При использовании наглядного материала выявляются навыки прямого 'количественного счета, который час-' то усваивается детыми механически. Далее предложить назвать числа в той последовательности, в какой ребенок их знает, начать считать дальше от названного числа. Задание — пересчитать наглядные предметы применяется и для того, чтобы выяснить, как ребенок выделяет конечный результат — итог счета, соотносит ли названное число с предметами. В таком задании можно использовать разнообразный счетный материал, например “Посчитай отдельно палочки ., елочки ., грибки .”. Ребенок считает предложенные предметы или определяет их количество на картинке “Дай 2-—4 грибка”.
Затем дать ряд заданий труднее. Например, “Возьми столько кубиков, сколько у меня палочек”. Когда задание выполнено, предложить поделить предметы между двумя людьми поровну. Или решить простую задачу на 'сложение или вычитание одной единицы: “У тебя было две конфеты, тебе дали еще одну конфету”, “Сколько стало конфет?” — “Три” — “У тебя было две конфеты. Одну съел”, “Сколько осталось?” — “Одна”. — “Тебе мама да'ла еще две”, “Сколько стало?” — “Три”. Задачи такой сложности дети с нормальным интеллектом способны решать без наглядной опоры.
Выявление возможностей выполнять счетные операций можно проводить и по специально составленным (подобранным) вопросам типа: “Сколько у тебя глаз?”—А у меня? . — А у меня и у тебя вместе? . Сколько лап у собачки? . медведя, лисы? . А у птицы? . А у кого больше? . — на сколько больше? .”.
Последний вопрос доступен лишь детям с хорошими интеллектуальными данными.
При выполнении заданий в ходе обследования отмечается, как ребенок оправился с задачами: устно или на наглядном материале.
Более трудными будут задания на определение количества предметов при вычитании двух или трех единиц. Такое задание выполняется с использованием наглядного материала. По заданию логопеда ребенок определяет общее количество предметов на столе (например, 5). Далее логопед незаметно убирает 2 (или 3) предмета. По количеству оставленных предметов ребенок
должен определить, сколько предметов убран®.
В следующем задании предлагается с опорой на
представление определить — “сколько курочек за забором?” Для этого дается картинка с изображением забора, из-под которого видны куриные лапки (2, 4, 6, 8).
Все эти задания даются после объяснения и некоторого обучения. Дети с первично сохранным интеллектом овладевают способом решения заданий после нескольких показов и справляются с аналогичными задачами на другом наглядном материале.
Для умственно отсталых детей такие способы объяснения являются недостаточными. Они чаще 'всего могут лишь механически пересчитать предметы, иногда не соотнося число с предметом, пропуская отдельные предметы; счетные операции для 'них доступны при условии лишь значительной помощи в очень ограниченных пределах. Решение отвлеченных задач, указанных выше, для необученных ранее умственно отсталых детей практически невозможно.
Самоактуализация
По Гольдштейну, это – основной мотив; в сущности – это единственный мотив организма. То, что выглядит как различные влечения – голод, секс, власть, достижения, любопытство – лишь проявление главной силы жизни, – само-актуализации. Когда люди голодны, они актуализируются посредством еды; если они жаждут власти, они актуализируются, обрет ...
Положительное воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заме ...
Корреляционный анализ результатов исследования
Хотя на первый взгляд результаты первичного и контрольного исследования значительно отличаются друг от друга, мы не можем достоверно утверждать, что эксперимент удался. Для этого необходимо установить являются ли статистически достоверными между средними до и после эксперимента. Для установления статистической достоверности различий сре ...
Разделы