[3]В процессе обследования задания надо давать с постепенным усложнением. Сначала обращать внимание на умение правильно пересчитать предметы (палочки, грибки и т. д.). При использовании наглядного материала выявляются навыки прямого 'количественного счета, который час-' то усваивается детыми механически. Далее предложить назвать числа в той последовательности, в какой ребенок их знает, начать считать дальше от названного числа. Задание — пересчитать наглядные предметы применяется и для того, чтобы выяснить, как ребенок выделяет конечный результат — итог счета, соотносит ли названное число с предметами. В таком задании можно использовать разнообразный счетный материал, например “Посчитай отдельно палочки ., елочки ., грибки .”. Ребенок считает предложенные предметы или определяет их количество на картинке “Дай 2-—4 грибка”.
Затем дать ряд заданий труднее. Например, “Возьми столько кубиков, сколько у меня палочек”. Когда задание выполнено, предложить поделить предметы между двумя людьми поровну. Или решить простую задачу на 'сложение или вычитание одной единицы: “У тебя было две конфеты, тебе дали еще одну конфету”, “Сколько стало конфет?” — “Три” — “У тебя было две конфеты. Одну съел”, “Сколько осталось?” — “Одна”. — “Тебе мама да'ла еще две”, “Сколько стало?” — “Три”. Задачи такой сложности дети с нормальным интеллектом способны решать без наглядной опоры.
Выявление возможностей выполнять счетные операций можно проводить и по специально составленным (подобранным) вопросам типа: “Сколько у тебя глаз?”—А у меня? . — А у меня и у тебя вместе? . Сколько лап у собачки? . медведя, лисы? . А у птицы? . А у кого больше? . — на сколько больше? .”.
Последний вопрос доступен лишь детям с хорошими интеллектуальными данными.
При выполнении заданий в ходе обследования отмечается, как ребенок оправился с задачами: устно или на наглядном материале.
Более трудными будут задания на определение количества предметов при вычитании двух или трех единиц. Такое задание выполняется с использованием наглядного материала. По заданию логопеда ребенок определяет общее количество предметов на столе (например, 5). Далее логопед незаметно убирает 2 (или 3) предмета. По количеству оставленных предметов ребенок
должен определить, сколько предметов убран®.
В следующем задании предлагается с опорой на
представление определить — “сколько курочек за забором?” Для этого дается картинка с изображением забора, из-под которого видны куриные лапки (2, 4, 6, 8).
Все эти задания даются после объяснения и некоторого обучения. Дети с первично сохранным интеллектом овладевают способом решения заданий после нескольких показов и справляются с аналогичными задачами на другом наглядном материале.
Для умственно отсталых детей такие способы объяснения являются недостаточными. Они чаще 'всего могут лишь механически пересчитать предметы, иногда не соотнося число с предметом, пропуская отдельные предметы; счетные операции для 'них доступны при условии лишь значительной помощи в очень ограниченных пределах. Решение отвлеченных задач, указанных выше, для необученных ранее умственно отсталых детей практически невозможно.
Влияние группы на индивидуума
Немов Р.С. отмечает, что «человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных групп» (16, с.483). К ...
Проблема агрессивности у детей: оказание помощи ребёнку и его семье
На базе Брестского государственного областного социально-педагогического центра был организован семинар по теме "Эффективное взаимодействие с подростками, склонными к агрессивному поведению", в котором принимали участие социальные педагоги и психологи районных социально-педагогических центров. Необходимость проведения такого с ...
Приложения
Приложение 1. Социометрическая матрица
Кого выбирают?
Кто
выбирает?
Шефатова
Лунева
Красноперова
Кондратьева
Пастухова
Мельникова
Иванова
Кобцева
Голтвина
Данилов
Попов
Альмухамедов
Петров
Стручалин
Тепикин
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 ...
Разделы