Обследование интеллектуального развития детей
Страница 3

Интеллектуальную деятельность ребенка можно обследо­вать с помощью пирамид, матрешек (4—6—8-составных), складывающихся кубиков и других разборных игрушек. Здесь проверяется умение разбирать и собирать пирамидку, матрешку, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, отобрать нужные предметы, части в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.

Вначале ребенку предлагается выполнить задачу само­стоятельно. Если. он не справляется, тогда логопед, напри­мер, раскладывает кольца пирамиды и показывает 'как ее .-оорать, объясняя, что кольца неодинаковы по размеру и сначала нужно надевать самые большие колечки, потом по­меньше, а в конце — самые маленькие. После этого ребен­ку еще раз предлагается самостоятельно сложить аналогич­ную пирамиду. Возможен и другой, более простой способ;

ребенок должен найти последовательно самое большое коль­цо из оставшихся и надеть его.

При выполнении такого задания отмечается, как ребенок его понял: складывает ли он пирамиду с учетом величины колец или же все подряд (иногда с учетом цвета); видит ли он и исправляет сам ошибки или работает без внутреннего •контроля; как используют помощь.

Детям с сохранным интеллектом складывание простой пирамиды из 4-х колец доступно к 3-м годам. Они собирают пирамиду, строго соблюдая размер колец, примеривая их, а некоторые контролируют себя только зрительным соотне­сением.

Для обследования интеллектуальных возможностей ре­бенка могут быть использованы и такие материалы, как уп­ражнения “Почтовый ящик”, “Разрезные картинки”, “Чет­вертый лишний”, разрешающие выявить произвольное вни­мание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотносить объемную и плоскостную формы и др.

Упражнение “Почтовый ящик”

Логопед раскладывает на столе пластмассовые фигуры разной формы и коробку (ящик) с соответствующими про­резями и объясняет, что на крышке коробки есть 'прорези— “домики” для каждой фигуры. Сначала ребенку предлагает­ся самостоятельно выполнить упражнение — опустить фи­гурки в прорези. Если он не справляется, то логопед объяс­няет, как он ищет для кубиков, треугольников и других фи-' гур “домики”. Опуская поочередно все фигуры в коробку, подчеркивает: если “домик” выбран правильно, то кубик в коробку пройдет, если неправильно — не пройдет. После объяснения и показа ребенку снова предлагается самостоя­тельно опустить геометрические фигуры в коробку.

При оценке выполнения задания отмечается, как ребенок понял задачу; насколько охотно взялся за нее; какой избрал способ ее выполнения; пытался ли силон засунуть фигуры в прорезь, пробовал ли для каждой фигуры все подряд от­верстия или соотносил предварительно фигуру (наглядно), требовалось ли дополнительное обучение.

Детям с нормальным интеллектом упражнение “Почтовый ящик” дается после 3-х лет, к 5-ти годам они выполняют его, пользуясь в основном лишь зрительные соотнесением.

[4]В процессе обследования важно проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприя­тия целого предмета и выделение его отдельных частей, уме­ние соотносить часть и целое, определить место той иди иной •части, подобрать недостающую часть и собрать из частей целое. Здесь могут помочь “Разрезные картинки” (из 3-х, 4-х и 5-ти частей). При складывании картинки обращается внимание на то, как ребенок соотносит части предмета, на­сколько быстро и умело соединяет части 'в целое: идет ли путем проб и ошибок или делает попытку осмысленно про­анализировать картинку, чтобы подобрать недостающую часть (деталь). В этом упражнении сначала используются картинки с простыми предметами, разрезанные на две оди­наковые части (мяч, яблоко, груша) и более сложные оду­шевленные предметы — животные, птицы, а затем — разрезанные на четыре одинаковые части. Более сложными для складывания оказываются картинки, разрезанные на части разной формы и величины: например, картинка прямоуголь­ной формы с изображением мяча разрезана на три части

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов
Для выявления влияния процесса самопознания на характеристики са­мооценки личности спортсмены были разделены на две выборки. Одна из них (экспериментальная группа) приняла участие в работе по самопознанию соб­ственной личности под руководством экспериментатора, а другая (контроль­ная группа) — нет. Изучение характеристик самооценки в об ...

Решение логических задач 1
Ситуация 1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных. Решение: Есть три типа формы большой фигуры и три формы маленьких фигурок внутри. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке. Ответ:4. Ситуация 2. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных. Решение: Круг, треугольник и квадрат мог ...

Причины возникновения стресса на работе
Наиболее существенными глобальными факторами возникновения стресса являются: - развитие научно-технического прогресса; - увеличение темпа жизни; - рост плотности населения в мегаполисах, который ведет к изменению размеров транспортных потоков, росту необходимых контактов и усиливающемуся шуму. Реструктуризация компаний и сокращения ...