Обследование интеллектуального развития детей
Страница 3

Интеллектуальную деятельность ребенка можно обследо­вать с помощью пирамид, матрешек (4—6—8-составных), складывающихся кубиков и других разборных игрушек. Здесь проверяется умение разбирать и собирать пирамидку, матрешку, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, отобрать нужные предметы, части в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.

Вначале ребенку предлагается выполнить задачу само­стоятельно. Если. он не справляется, тогда логопед, напри­мер, раскладывает кольца пирамиды и показывает 'как ее .-оорать, объясняя, что кольца неодинаковы по размеру и сначала нужно надевать самые большие колечки, потом по­меньше, а в конце — самые маленькие. После этого ребен­ку еще раз предлагается самостоятельно сложить аналогич­ную пирамиду. Возможен и другой, более простой способ;

ребенок должен найти последовательно самое большое коль­цо из оставшихся и надеть его.

При выполнении такого задания отмечается, как ребенок его понял: складывает ли он пирамиду с учетом величины колец или же все подряд (иногда с учетом цвета); видит ли он и исправляет сам ошибки или работает без внутреннего •контроля; как используют помощь.

Детям с сохранным интеллектом складывание простой пирамиды из 4-х колец доступно к 3-м годам. Они собирают пирамиду, строго соблюдая размер колец, примеривая их, а некоторые контролируют себя только зрительным соотне­сением.

Для обследования интеллектуальных возможностей ре­бенка могут быть использованы и такие материалы, как уп­ражнения “Почтовый ящик”, “Разрезные картинки”, “Чет­вертый лишний”, разрешающие выявить произвольное вни­мание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотносить объемную и плоскостную формы и др.

Упражнение “Почтовый ящик”

Логопед раскладывает на столе пластмассовые фигуры разной формы и коробку (ящик) с соответствующими про­резями и объясняет, что на крышке коробки есть 'прорези— “домики” для каждой фигуры. Сначала ребенку предлагает­ся самостоятельно выполнить упражнение — опустить фи­гурки в прорези. Если он не справляется, то логопед объяс­няет, как он ищет для кубиков, треугольников и других фи-' гур “домики”. Опуская поочередно все фигуры в коробку, подчеркивает: если “домик” выбран правильно, то кубик в коробку пройдет, если неправильно — не пройдет. После объяснения и показа ребенку снова предлагается самостоя­тельно опустить геометрические фигуры в коробку.

При оценке выполнения задания отмечается, как ребенок понял задачу; насколько охотно взялся за нее; какой избрал способ ее выполнения; пытался ли силон засунуть фигуры в прорезь, пробовал ли для каждой фигуры все подряд от­верстия или соотносил предварительно фигуру (наглядно), требовалось ли дополнительное обучение.

Детям с нормальным интеллектом упражнение “Почтовый ящик” дается после 3-х лет, к 5-ти годам они выполняют его, пользуясь в основном лишь зрительные соотнесением.

[4]В процессе обследования важно проверить, как сформированы у ребенка пространственные представления, восприя­тия целого предмета и выделение его отдельных частей, уме­ние соотносить часть и целое, определить место той иди иной •части, подобрать недостающую часть и собрать из частей целое. Здесь могут помочь “Разрезные картинки” (из 3-х, 4-х и 5-ти частей). При складывании картинки обращается внимание на то, как ребенок соотносит части предмета, на­сколько быстро и умело соединяет части 'в целое: идет ли путем проб и ошибок или делает попытку осмысленно про­анализировать картинку, чтобы подобрать недостающую часть (деталь). В этом упражнении сначала используются картинки с простыми предметами, разрезанные на две оди­наковые части (мяч, яблоко, груша) и более сложные оду­шевленные предметы — животные, птицы, а затем — разрезанные на четыре одинаковые части. Более сложными для складывания оказываются картинки, разрезанные на части разной формы и величины: например, картинка прямоуголь­ной формы с изображением мяча разрезана на три части

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Заключение.
В отличие от многих теоретиков, Олпорт не оставил школы последователей, хотя его влияние можно обнаружить в работах бывших учеников. По большей части его теория развивалась им самим, и длилось это почти полстолетия, начиная с его интереса к единице, адекватной для описания личности. Это привело к концепции черт, и в последующей работе в ...

Роль отца в развитии ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как: - доступность для ребенка, - включенность в совместную деятельность с ним, - ответственность за материальное обеспечение, - ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных ...

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялось преимущественно представителями медицинской науки. За короткий срок она накопила довольно значител ...