Материалы » Личность в группе » Положительное воздействие общности на индивида

Положительное воздействие общности на индивида
Страница 1

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом от­разилось в теориях личности, что группа оказывает существен­ное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изме­нений, порождаемых психологическим влиянием группы, исче­зает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в лич­ности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что че­ловек как личность есть продукт, результат многочисленных ос­таточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных боль­ших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение лич­ности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положи­тельным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):

В группе индивид встречается с людьми, которые для него основным источником духовной культуры.

1. Отношения между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.

2. Группа является таким местом, где индивид отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки.

3. От участников группы индивид получает информацию, по­зволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков.

4. Группа снабжает индивида системой положительных эмо­циональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умени­ями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого чело­века есть чему научиться у других людей, и практически в каж­дой группе он встречает таких людей.

Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обще­стве, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда пси­хологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популяр­ной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с ма­лолетнего возраста лишенными возможности общаться с раз­витыми, культурными людьми, жили в физической или психо­логической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современ­ном человеке, от элементарных гигиенических навыков и поль­зования речью до нравственных ценностей и способностей различным видам деятельности. Чем больше разнообразя групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для Развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.

Нa психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения иного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного вли­яния группы на личность важно добиться того, чтобы межлич­ностные отношения в ней были благоприятными.

Страницы: 1 2


Виды аддиктивной реализации
Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния : алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды акти ...

Теория, связывающая внимание с понятием установки Д.Н. Узнадзе
Она вначале касалась особого рода состояния преднастройки, которая под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который ок ...

Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов
Существует множество методов воздействия, которые можно было бы отнести к активным групповым методам. Как уже говорилось выше, область применения АГМ чрезвычайно широка. В настоящее время существует целый комплекс АГМ, различных и по целям, и по способам воздействия, и по многим другим характеристикам. Единой классификации АГМ не суще ...