Цель – выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей.
Объект исследования – старшеклассники 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся на I-II курсах «Воркутинского медицинского училища» г. Воркута.
Предмет исследования – тип семьи, иерархия ценностей, уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей, тип универсальных ценностей.
Гипотеза исследования - существуют различия в системе ценностных особенностей старшеклассников в полных и неполных семьях. Старшеклассники из неполных семей в большей мере ориентированы на ценности социальной успешности и тип универсальных ценностей - самостоятельность, а старшеклассники из полных семей на ценности автономности и ценностный тип власть. У старшеклассников из полных и неполных семей достаточно высокий уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выполнить анализ психологической литературы, посвященной проблемам исследования влияния семейного воспитания на формирование структуры ценностных ориентаций старшеклассников.
2. Провести изучение иерархии ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей.
3. . Изучить уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей у старшеклассников из полных и неполных семей.
4. Выявить тип «универсальных ценностей» старшеклассников из полных и неполных семей.
5. Выполнить сравнительную характеристику особенностей ценностных ориентации у старшеклассников из полных и неполных семей.
Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение исследований ценностных ориентаций юношей, изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций старшеклассников, валидные и апробированные методики (Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, тест «Осознанность жизненных целей», автор Е. Карапешта, опросник Ш. Шварца), сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов. В процессе изучения литературы по теме: «Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей», было выстроено экспериментальное исследование, в ходе которого были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.
2. Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.
3.Методы наблюдения и опроса.
4.Методы сравнительного анализа данных.
5. Метод статистической обработки результатов.
Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследовании группы подростков.
Психологические основы предварительного расследования
1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности.
2. Психология осмотра места происшествия.
3. Психология обыска и задержания.
4. Психология следственного эксперимента.
5. Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза.
6. Психология проверки показаний на месте ...
Девиантное поведение
В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами.
К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрасти ...
Результаты исследования осознания личностью уровня сформированности своих
жизненных целей
Исходя из задач исследования проведено обследования учащихся по тесту на изучение «Осознанности жизненных целей» автор Е.А. Карапешта (Таблица 4.1., диаграмма 2.2 Общие данные выбора по тесту «Осознанность жизненных целей», Методика в Приложении 2). Тест в целом способствует осознанию личностью уровня сформированности своих жизненных це ...
Разделы