Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов

Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов
Страница 1

Для выявления влияния процесса самопознания на характеристики са­мооценки личности спортсмены были разделены на две выборки. Одна из них (экспериментальная группа) приняла участие в работе по самопознанию соб­ственной личности под руководством экспериментатора, а другая (контроль­ная группа) — нет. Изучение характеристик самооценки в обеих группах осу­ществлялось до и после проведения эксперимента (интервал между исследо­ваниями составил полгода). До эксперимента достоверных различий по харак­теристикам самооценки обнаружено не было.

Результаты сравнительного анализа характеристик самооценки у спорт­сменов, участвовавших и не участвовавших в эксперименте отражены в таб­лицах 33.

Таблица 33 свидетельствует, что самопознание практически не влияет на уровень самооценки. Не обнаружено достоверных различий в уровне само оценки студентов, принявших участие в эксперименте (как в общем, так и в частных самооценках). Это объясняется тем, что на уровне общих закономер­ностей тенденции к изменению уровня не могло произойти, поскольку у каж­дого испытуемого самооценка одних качеств повысилась, других - снизилась, третьих — не изменилась вовсе. Все это дает опять некую среднюю тенденцию. Достоверные различия между спортсменами экспериментальной и контроль­ной группы также отсутствуют. Это подтверждает, что самопознание не влия­ет на уровень самооценки, что вполне логично и было ожидаемо.

Таблица 33

Влияние самопознания на уровень самооценки спортсменов

Уровень самооценки:

До эксперимента

После эксперимента

Различия

X

V

S

X

V

S

t

Р

Экспериментальная группа

6,48

23,17

0,21

6,75

18,52

0,19

0,94

Контрольная группа

6,42

25,40

0,23

6,49

25,71

0,26

0,20

-

В экспериментальной группе спортсменов произошли изменения вариа­тивности уровня самооценки, который довольно существенно снизился, тогда как в экспериментальной группе таких изменений не произошло. Следова­тельно, процесс самопознания оказывает влияние на коэффициенты вариации уровня выраженности самооценки. Разброс в уровнях самооценки становится более низким, что свидетельствует об унификации тенденции.

Корреляционный анализ частных самооценок показал, что их количест­во и уровень достоверности существенно возросли. До эксперимента у спорт­сменов обнаружено 76 взаимосвязей самооценок различных характеристик личности, а после - 112. Количество связей, достигающих 99% уровня досто­верности, увеличилось на 15. Это говорит о том, что самопознание гармонизи­рует самооценку спортсменов, делая ее более целостной.

Таблица 34 показывает, что общий уровень адекватности самооценки спортсменов, которые приняли участие в эксперименте, существенно возрос (различия по отношению к изначальному достигают 99,9% уровня достовер­ности). В то же время, у спортсменов контрольной группы никаких изменений не произошло. Различия в уровне адекватности самооценки между спортсме­нами экспериментальной и контрольной групп статистически достоверны (t = 3,93, р < 0,001). Это говорит о том, что повышение уровня адекватности само­оценки обусловлено именно участием спортсменов в эксперименте, а не ка­ким-то другими факторами.

Таблица 34

Влияние самопознания на адекватность самооценки спортсменов (чем выше балл — тем ниже адекватность)

Коэффициент адекватности самооценки:

До эксперимента

После эксперимента

Различия

X

S

X

S

t

Р

Экспериментальная группа

6,51

0,29

5,01

0,26

3,93

0,001

Контрольная группа

6,48

0,24

6,55

0,26

0,20

-

Страницы: 1 2


Особенности самооценки спортсменов. Выраженность самооценки спортсменов
Самооценка спортсменов, как было показано в обзоре литературы,.не­сколько отличается от самооценки лиц, непричастных к спорту. Однако для выявления оптимального уровня самооценки в плане ее влияния на показатели адаптированности спортсменов к спортивной и учебной деятельности и опре­деления возможностей ее коррекции с помощью самопознан ...

Память
Память-форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в ос ...

Проблема изучения темпераментного профиля личности. История изучения темперамента
Первые попытки проанализировать структуру черт темперамента предпринимались еще в самом начале века. В 1906 г. голландские исследователи Г. Хейманс и Е. Вирсме оценили разные поведенческие особенности более чем у 2000 человек. На основании этих данных они выделили 3 основных характеристики темперамента. Первая из них представляет собой ...