Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов

Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов
Страница 2

Получено очень много достоверных различий адекватности самооценок отдельных характеристик. Из 28 изучавшихся оценок 95% уровня достигает 8 различий, 99% - 12 и 99,9% - 8. Анализировать, насколько изменилась адек­ватность частных самооценок не имеет смысла.

Анализ коэффициентов вариации показателя адекватности самооценки показывает, что изначально они были довольно высокими в обеих группах, что говорит о том, что некоторые спортсмены оценивали себя довольно реали­стично, тогда как другие - очень неадекватно. У спортсменов, принявших уча­стие в эксперименте, вариативность адекватности самооценки значительно снизилась, что говорит о том, что большинство из них стали оценивать себя более адекватно. Коэффициент вариации адекватности самооценки в кон­трольной группе спортсменов фактически например, изменился. Следователь­но, процесс самопознания не только повышает уровень адекватности, но и еще и делает эту тенденцию довольно устойчивой.

Таблица 35

Влияние самопознания на дифференцированность самооценки спортсменов

Дифференцированность самооценки:

До эксперимента

После эксперимента

Различия

X

S

X

S

t

Р

Экспериментальная группа

6,24

0,22

7,05

0,25

2,43

0,05

Контрольная группа

6,19

0,21

6,22

0,22

0,10

-

Как свидетельствует таблица 35, процесс самопознания оказывает неко­торое влияние на уровень дифференцированности самооценки спортсменов в сторону его повышения. Обнаружены достоверные различия на 95% уровне достоверности у спортсменов экспериментальной группы до и после проведе­ния эксперимента. То, что это не влияние какого-либо другого фактора (на­пример, естественного процесса взросления), свидетельствует достоверное различие уровня дифференцированности самооценки между спортсменами контрольной и экспериментальной групп, которое было проведено после за­вершения эксперимента (t = 2,43, р < 0,04).

Коэффициенты вариации уровня дифференцированности самооценки спортсменов в обеих группах практически не изменились.

Возрастание уровня дифференцированности самооценки можно объяс­нить тем, что самооценки «подтянулись» к реальному уровню развития харак­теристик личности, которые не могут быть у одного человека выраженными однородно. Достаточно высокий уровень дифференцированности самооценки является критерием того, что человек оценивает себя более или менее объек­тивно.

Таким образом, результаты сравнительного анализа характеристик са­мооценки спортсменов с целью установления влияния на них процесса само­познания показал следующее. Специально организованный и педагогически направляемый процесс самопознания не влияет на уровень выраженности са­мооценки, снижая вариативность его проявления. Он существенно повышает уровень адекватности самооценки и снижает его вариативность. Также проис­ходит повышение уровня дифференцированности самооценки одновременно с повышением ее вариативности. В то же время повышается степень целостно­сти самооценки, ее внутренней интеграции.

Страницы: 1 2 


Девиантное поведение
В процессе социализации возможны откло­нения, дезинтеграция индивида. Такие явления называют­ся девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, ко­торые следуют такому поведению, называют девиантами. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, прости­туция, самоубийство, пристрасти ...

Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздействиями. «Однако ясно, что с точки зрен ...

Возникновение и развитие психики у животных и человека
Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психика имеет ряд специфических свойств: 1) Психика - свойство только живой материи. И главное не тол ...