Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов

Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов
Страница 2

Получено очень много достоверных различий адекватности самооценок отдельных характеристик. Из 28 изучавшихся оценок 95% уровня достигает 8 различий, 99% - 12 и 99,9% - 8. Анализировать, насколько изменилась адек­ватность частных самооценок не имеет смысла.

Анализ коэффициентов вариации показателя адекватности самооценки показывает, что изначально они были довольно высокими в обеих группах, что говорит о том, что некоторые спортсмены оценивали себя довольно реали­стично, тогда как другие - очень неадекватно. У спортсменов, принявших уча­стие в эксперименте, вариативность адекватности самооценки значительно снизилась, что говорит о том, что большинство из них стали оценивать себя более адекватно. Коэффициент вариации адекватности самооценки в кон­трольной группе спортсменов фактически например, изменился. Следователь­но, процесс самопознания не только повышает уровень адекватности, но и еще и делает эту тенденцию довольно устойчивой.

Таблица 35

Влияние самопознания на дифференцированность самооценки спортсменов

Дифференцированность самооценки:

До эксперимента

После эксперимента

Различия

X

S

X

S

t

Р

Экспериментальная группа

6,24

0,22

7,05

0,25

2,43

0,05

Контрольная группа

6,19

0,21

6,22

0,22

0,10

-

Как свидетельствует таблица 35, процесс самопознания оказывает неко­торое влияние на уровень дифференцированности самооценки спортсменов в сторону его повышения. Обнаружены достоверные различия на 95% уровне достоверности у спортсменов экспериментальной группы до и после проведе­ния эксперимента. То, что это не влияние какого-либо другого фактора (на­пример, естественного процесса взросления), свидетельствует достоверное различие уровня дифференцированности самооценки между спортсменами контрольной и экспериментальной групп, которое было проведено после за­вершения эксперимента (t = 2,43, р < 0,04).

Коэффициенты вариации уровня дифференцированности самооценки спортсменов в обеих группах практически не изменились.

Возрастание уровня дифференцированности самооценки можно объяс­нить тем, что самооценки «подтянулись» к реальному уровню развития харак­теристик личности, которые не могут быть у одного человека выраженными однородно. Достаточно высокий уровень дифференцированности самооценки является критерием того, что человек оценивает себя более или менее объек­тивно.

Таким образом, результаты сравнительного анализа характеристик са­мооценки спортсменов с целью установления влияния на них процесса само­познания показал следующее. Специально организованный и педагогически направляемый процесс самопознания не влияет на уровень выраженности са­мооценки, снижая вариативность его проявления. Он существенно повышает уровень адекватности самооценки и снижает его вариативность. Также проис­ходит повышение уровня дифференцированности самооценки одновременно с повышением ее вариативности. В то же время повышается степень целостно­сти самооценки, ее внутренней интеграции.

Страницы: 1 2 


Исследование профессиональных качеств в молодежной среде. Методы и проведение исследования
В процессе социализации и профессионального самоопределения, учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять поиск профессии и подготовку к ...

Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников. Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное развитие)
Для выявления у одаренных детей феномена эгоцентризма, была применена совокупность различных методов диагностики. Использованная нами программа обследования учащихся начальной школы была выбрана нами как наиболее опробованная и выверенная, рекомендованная Министерством образования РФ. Подбор тестов на эгоцентризм осуществлялся исходя из ...

Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости. Эти шесть стадий соотносятся с культурой западноевропейского типа и в обществах иного типа могут быть иными. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенильная эра; 4) пред-юность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность. Период младенчества продолжается от рождения до ...