Материалы » Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей » Экспериментальное изучение ценностных ориентаций у старшекласников из полных и неполных семей. Методологический аппарат

Экспериментальное изучение ценностных ориентаций у старшекласников из полных и неполных семей. Методологический аппарат
Страница 2

Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.

При составлении сводной таблицы результатов тестирования нами был применен для удобства статистической обработки следующий метод: данные по семейной принадлежности были оценены по баллам.

§ Семья:

o Полная – 1 балл;

o Неполная – 0 баллов.

Здесь и далее знак "*" обозначает 5%-ый уровень статистической значимости, а знак "**" - 1%-ый.

В исследовании для решения задач использовались следующие методики:

1. Провести исследование иерархии ценностных ориентаций старше-

классников из полных и неполных семей с помощью методики «Ценностные ориентации» М.Рокича, которая позволяет определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Подробное описание методики смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

2. Изучить уровень осознания личностью сформированности своих жизненных целей, с помощью теста «Осознанность жизненных целей» автор Е.Карапешта. Тест в целом способствует осознанию личностью уровня сформированности своих жизненных целей, возможного противоречия между глубиной жизненных целей и способами использования свободного времени и помотает выбрать направление дальнейшего самосовершенство­вания личности. Характеристика распределения набранных баллов в опытных выборках, а также гистограммы соответствующих распределений приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

3. Изучить «Универсальные ценности» старшеклассников по опроснику Ш. Шварца, где ценности рассматриваются как когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Страницы: 1 2 


Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как "относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого" (1953, с. 103). Энергетической трансформацией является люб ...

Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870—1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он поновому увидел причины психологических ...

Причины суицидального поведения
Еще Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой. Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оценива ...