Самооценок мотивационных характеристик у спортсменов, которые были бы достоверно ниже, чем у не спортсменов, не обнаружено. Более низкой является только самооценка уровня притязаний, который, впрочем практически равен его самооценке у представителей контрольной группы. У спортсменов более высоки самооценки мотивации успеха (р < 0,02), направленности на взаимодействие с другими людьми и на деятельность (р < 0,04).
Коэффициент вариации самооценок мотивационных характеристик у спортсменов ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом. Особенно различаются самооценки мотивации на успех и направленности на деятельность (на 8,8% и 7,64% соответственно).
Взаимосвязи самооценок мотивационных характеристик личности у спортсменов так же, как и когнитивных, нейродинамических и регуляторных, имеет свою специфику. Обратимся к рисунку 3, который отражает эти взаимосвязи самооценок.
Мотивация |
Направленность | |||
успеха |
на общение | |||
Направленность на деятельность | ||||
Рис. 3. Взаимосвязи самооценок показателей мотивации у спортсменов при р < 0,01.
Условные обозначения: связь при р< 0,01•л связи при р < 0,001.tp
>
Полученная плеяда является симптомокомплексом, поскольку в ней отражены его основные признаки: теснота связей и их достаточное количество, когда каждый из показателей связан не одним, а с двумя и более показателями.
У лиц не занимающихся спортом обнаружена лишь одна взаимосвязь на высоком уровне значимости - между показателями самооценки направленности на себя и на взаимодействие (р < 0,01). Даже при р < 0,05 корреляционные связи образуют всего лишь «цепочку»: уровень притязаний – направленность на деятельность - направленность на себя (р < 0,05) - направленность на других (р< 0,01).
Таким образом, выявлены особенности взаимосвязей самооценок моти-вационных свойств личности спортсменов. Главная из них — наличие симпто-мокомплекса, включающего в себя высокие самооценки мотивации успеха, направленности на деятельность и других людей, а также уровня притязаний.
С самооценкой личности спортсменов в целом наиболее тесно (при р < 0,01) коррелируют показатели: самооценки мотивации успеха и направленности на общение (р = 0,44 и 0,40 соответственно). Именно эти показатели самооценок вносят наибольший «вклад» в формирование самооценки личности спортсмена в целом.
Самооценки характерологических показателей у спортсменов имеют свою специфику. Оценка спортсменами своих организаторских склонностей не отличается от соответствующей оценки испытуемыми контрольной группы (таблица 6). Зафиксирована достоверно более высокая оценка спортсменами уверенности в себе (р < 0,02) и низкая - внушаемости (р < 0,02).
Средние самооценки личности (по блокам показателей и общая) высчи-тывалась таким образом, что они выше в том случае, если испытуемые высоко оценивали положительные полюса каждой характеристики (каждого свойства). Высокая внушаемость отрицательно характеризует человека. Именно этим и можно объяснить более низкую его выраженность у спортсменов. Соответственно он «работает» на повышение самооценки. Критерий t для средней самооценки характерологических показателей имеет два значения формальный -0,03 и практический 1,55. Именно на последний и следует ориентироваться, при этом внушаемость следует называть толерантностью от внушений.
В дальнейшем толерантность к внушениям оценивается так: из максимального числа баллов (из 9-ти) вычитаются оценки внушаемости в обеих группах. Соответственно толерантность к внушениям у спортсменов равна 4,8 (9 - 4,2) балла, а у не спортсменов - 3,68 (9 - 5,32) балла.
Показатель толерантности от внушений отличается очень высокой вариативностью в обеих группах испытуемых. Примерно одинаковая, но в пределах нормы зафиксирована и вариативность организаторских склонностей. Однако значительно отличается вариативность самооценок уверенности в себе, так как у спортсменов она ниже (на 13,4%).
Социальная адаптация агрессивных детей
В социологии принято выделять две фазы социализации: адаптацию и интериоризацию (интернализацию). Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) чаще всего определяется как:
1) приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды;
2) вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных ус ...
Абстрактное и конкретное поведение
Наиболее важные исследования Гольдштейна касаются абстрактного и конкретного поведения. Он и его последователи создали ряд тестов для диагностики степени нарушения абстрактного отношения (Goldstein & Scheerer, 1941, 1953). Эти тесты широко используются в клинической практике, особенно при оценке наличия и степени поражения мозга. Го ...
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не я ...
Разделы