Наиболее низкие различия обнаружены при оценке нейродинамических свойств. Такой результат можно было предположить: именно свойства нервной системы и темперамента не имеют столь однозначной оценки их полезности в плане влияния как на деятельность, так и на жизнь в целом.
У спортсменов выявлено значительно большее число корреляционных взаимосвязей между отдельными характеристиками самооценок. На 99,9% уровне достоверности в экспериментальной группе выявлено 56 связей, в контрольной- 17.
Особенности внутренних взаимосвязей отражены выше. Поиск межблоковых корреляционных связей показал, что наибольшее число связей имеют следующие характеристики самооценок (при р < 0,001): направленности на общение (8 связей), активности, смелости и решительности, настойчивости и упорства, мотивации на успех (по 7 связей), КС «широты категоризации», самостоятельности и инициативности (по б связей), темпа реакций, целеустремленности, уровня притязаний (по 5 связей).
Опустив внутренние (между характеристиками одного блока) взаимосвязи, при р < 0,001 получена корреляционная плеяда (рисунок 4).
|
9 |
\ |
2 |
4 | |||||||
|
21 |
15 |
4 19 |
17 | |||||||
|
* |
\ |
/ |
Ч | |||||||
|
16 |
14 |
25 | ||||||||
Рис. 4. Корреляционная плеяда характеристик самооценки спортсменов при р < 0,001
Примечание: 4 - КС «широта категоризации», 8 - активность, 9 - экст-равертированность, 14 - целеустремленность, 15 - смелость, 16 - настойчивость, 17 — самостоятельность, 19 - мотивация на успех, 21 — направленность на общение, 23 — уровень притязаний, 24 - организаторские склонности, 25 -отсутствие внушаемости
Полученная плеяда имеет много тесных взаимосвязей. Это симптомо-комплекс характеристик самооценки. Больше всего в ней «представителей» блока регуляторных свойств. Это неслучайно, поскольку именно оценка волевых качеств всегда трактуется однозначно - чем они выше, тем лучше.
В группе не спортсменов при р < 0,001 обнаружены лишь две межблоковые связи: самооценки быстроты мышления и экстраверсии, а также активности и смелости.
Таким образом, общая самооценка у спортсменов построена на изначально положительных свойствах личности. Можно предположить, что большинство спортсменов высоко оценивая эти свойства, исходят из общей высокой оценки своего психологического Я, что является их особенностью.
Высокая самооценка спортсменами собственной личности в целом основана на высокой оценке умения обобщать, силы нервной системы, активности (р < 0,001), умения устанавливать логические связи между понятиями, подвижности нервной системы, темпа реакций, целеустремленности, смелости и решительности, мотивации успеха, направленности на общение, уверенности в себе (р < 0,01), а также отсутствия тревожности (р < 0,05).
Технические приемы в психоаналитически-ориентированной терапии
Возникновение психоанализа как особой системы теоретических воззрений было неразрывно связано с появлением и особой терапевтической техники, пришедшей на смену гипнозу, который Фрейд практиковал до того, как начал создавать свое учение. Анализируемый пациент располагался лежа на кушетке, а аналитик сидел у изголовья вне его поля зрения. ...
Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в
школах-интернатах
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется необходимостью психолого-педагогической диагностики детей, постоянного психологического контроля за уровнем и динамикой их адаптации к школе. ...
Значимость социализации
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственн ...



Разделы