Средний коэффициент вариации самооценок регуляторных характеристик у спортсменов ниже и составляет 21,48%, тогда как у не спортсменов — 27,33%. Вариативность значительно ниже у спортсменов по показателям смелости и решительности (на 16,37%), целеустремленности (на 11,45%), самостоятельности и инициативности (на 9,62%) и выше — настойчивости и упорства (на 4,15%), а также выдержки и самообладания (на 4,03%). Низкие коэффициенты вариации зафиксированы именно у тех характеристик самооценок воли, по которым спортсмены в наибольшей степени отличаются от не спортсменов. Спортсмены более однородно и достоверно высоко оценивают выраженность собственных целеустремленности, смелости и самостоятельности.
Изучаемые самооценки волевых качеств у спортсменов корреляционно взаимосвязаны значительно теснее, чем у лиц непричастных к спорту. У спортсменов 4 характеристики из 5-ти связаны друг с другом. Исключение составила самооценка выдержки и самообладания. Самооценка целеустремленности связана с самооценкой смелости и решительности при р < 0,05. Остальные связи зафиксированы при р < 0,01 и даже при р < 0,001).
Самооценки регуляторных характеристик личности спортсменов, так же как и других, в частности — когнитивных и нейродинамических, образуют определенный симптомокомплекс, ядром которого является самооценка настойчивости и упорства.
У представителей контрольной группы корреляционных взаимосвязей характеристик воли меньше и они менее достоверны. Кроме того, полученные связи «выстраивают» самооценки волевых качеств в цепочку: самооценка выдержки и самообладания — самостоятельности и инициативности — смелости и решительности (р < 0,05) — настойчивости и упорства (р < 0,01).
С самооценкой спортсменами своей личности в целом наиболее тесно коррелируют: целеустремленность, а также смелость и решительность (р = 0,39, при р< 0,01).
Самооценки мотивационных характеристик личности (6,93 балла) у спортсменов являются более выраженными, чем другие (6,44 балла). Наиболее высоко спортсмены оценивают у себя мотивацию успеха (7,45 балла), уровень притязаний (7,43 балла) и направленность на взаимодействие с другими людьми (7,0 баллов). Однако высокая самооценка уровня притязаний отмечена и у представителей контрольной группы (7,45 балла).
Таблица 5
Самооценки мотивационных характеристик спортсменов и лиц не занимающихся спортом
|
Характеристики самооценки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t |
Р | ||||
|
X |
S |
V |
X |
S |
V | |||
|
Мотивация успеха |
7,45 |
0,21 |
19,39 |
6,57 |
0,285 |
28,19 |
2,44 |
0,02 |
|
Направленность на себя |
6,29 |
0,25 |
28,31 |
6,20 |
0,26 |
27,62 |
0,23 |
0,82 |
|
Направленность на общение |
7,00 |
0,22 |
22,40 |
6,28 |
0,27 |
27,90 |
2,03 |
0,04 |
|
Направленность на деятельность |
6,47 |
0,23 |
24,66 |
5,70 |
0,28 |
32,30 |
2,08 |
0,04 |
|
Уровень притязаний |
7,43 |
0,16 |
15,54 |
7,45 |
0,20 |
17,18 |
-0,08 |
0,93 |
|
Средняя самооценка мотивационных характеристик |
6,93 |
0,22 |
22,06 |
6,44 |
0,26 |
26,64 |
1,34 | |
|
Средняя самооценка всех характеристик |
6,61 |
0,23 |
24,76 |
6,24 |
0,28 |
28,69 |
1,21 |
_ |
Фазы игрового цикла.
Фаза воздержания. Характеризуется воздержанием от игры главным образом из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения или выраженного депрессивного состояния из-за очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.
Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой является у ...
Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Объем памяти – это важнейшая интегральная характеристика ...
Описание исследования предпочтений и отношений в
классном коллективе. Методические
основы исследования, контингент испытуемых
Исследование отношений и предпочтений мы провели в подростковом классном коллективе при помощи методической процедуры референтометрии, имеющей многочисленные варианты и многократно описанной. «В ходе выполнения референтометрии, учитель должен составить план индивидуальной беседы со школьником, основное содержание которой заключается в с ...



Разделы