Материалы » Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления » Распространенность трудностей общения в разных возрастах

Распространенность трудностей общения в разных возрастах

В ходе исследования В. Н. Куницыной в 1991 году с помощью различных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте.

На первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) – она встречается чаще других трудностей. Остальные представлены на диаграмме – отчужденность на достаточно высоком уровне (19 %), затем глубокая интровертированность (17 %), аутистичность (15 %), чрезмерная сенситивность (12 %).

Достаточно велико было количество людей с личностными свойствами, снижающими их коммуникативную успешность и совместимость: лиц с пониженным самоуважением – 43%, высокоавторитарных – 36 %, агрессивных и конфликтных – по 25 %, истероидных –11%.

Почти половина школьников (43 %) крайне не удовлетворены общением и отношениями в близком кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в контактах и иногда отражает реальное положение вещей, то есть полное отсутствие друзей.

Помимо застенчивости, можно выделить и другие свойства личности, приводящие к трудностям в общении; их можно кратко охарактеризовать так:

· человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);

· не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубокое одиночество);

· умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);

· умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);

· и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).

Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов.

В причинной обусловленности и содержании трудностей общения застенчивых, аутистичных, одиноких, глубоко невротизированных и неадаптированных людей имеются некоторые общие черты. Такие люди в большей степени нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи, функцию которой нередко выполняет доверительное дружеское общение.


Методика № 3. «Шкала ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер)»
Инструкция: Обведите одну из цифр в соответствии с тем, как Вы чувствуете себя в настоящий момент. Обработка результатов: От суммы баллов по прямым утверждениям надо отнять сумму баллов по обратным. Полученное число отражает уровень ситуативной тревожности. Низкая - 30 и выше, средняя от -10 до 10, высокая от 11 до 30. Прямые утверж ...

Методика № 4 «МЦВ» (Методика цветовых выборов)
Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой стороной вверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить что он должен выбрать цвет таковой, не пытаясь соотнести его с любимом цветом одежды, цветом глаз и т.д. Карточки с выбранным цветом ...

Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла
Виктор Франкл (родился в 1905 г.) — еще один выдающийся персонолог и психотерапевт нашего времени. Он вошел в психологию как основатель третьей Венской психотерапевтической школы. Первой Венской школой стал психоанализ 3. Фрейда, вторую школу «индивидуальной психологии» создал А. Адлер. В. Франкл — венский врач-клиницист, занимался пси ...