Типичные личностные реакции подросткового возраста:
активный протест («оппозиция»);
стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»);
стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»);
Оригінальні привітання з днем народження бабусі від зятя
стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»);
группирование со сверстниками («группирование»);
половое влечение и т.п.
Эти особенности подросткового возраста являются нормальными, но при неблагоприятных условиях развития могут привести к разным формам отклоняющегося поведения:
1. Коммуникативная девиация (избегание контактов с окружающей средой – аутизация или, наоборот, гиперобщительность, конформизм, лживость, нарцистическое поведение).
2. Эстетические отклонения (нелепые украшения, вульгарные наряды, вызывающие аксессуары костюма).
3. Гигиенические отклонения (демонстративное пренебрежение личной гигиеной, безразличие к своей внешности, манере поведения за столом и т.п.).
4. Различные деструктивно-дезадаптивные поступки (словесная и физическая агрессия, хулиганства, кражи).
Агрессивность сама по себе – это источник активности индивида. Важно учитывать цель, которую ставит перед собой индивид: защита своих прав и интересов, самоутверждение, конкуренция или это мотивированное деструктивное поведение с целью нанести вред объектам нападения.
5. Суицидальное поведение (агрессия, направленная на себя).
Степень выраженности склонности к самоубийству у детей и подростков может быть разной – от суицидальных мыслей, представлений, переживаний, высказываний, замыслов, намерений, действий, до суицидальных попыток, незавершенного и завершенного суицида. Предшествует суицидальному поведению антивитальное поведение (не направленное на жизнь) - отрицание жизни, высказывания о бессмысленности существования. Это парасуицидальное поведение (не настоящее суицидальное) демонстративного, театрального характера. Цель такого поведения – не смерть, а шантаж близких. Это могут быть также действия, направленные на саморазрушение, «для остроты ощущений».
Попытки самоубийства чаще совершают девочки, а количество завершенных самоубийств выше среди мальчиков.
В младшем подростковом возрасте попытки самоубийства носят импульсивный характер. Это не истинное стремление к смерти. А желание избежать конфликта, трудной ситуации. В среднем подростковом возрасте суицидальные попытки отличаются демонстративным самоповреждением. Часто в состоянии аффективного напряжения. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам. Практически не владеют навыками самоконтроля. Важно знать: у человека, предпринявшего попытку суицида, в дальнейшем в 7 раз повышается вероятность ее повторения.
Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка:
Ø Эмоциональные – чувство беспомощности, собственной малозначимости, растерянности, депрессия, ощущение вины, чрезмерные страхи, тревога.
Выводы и рекомендации
В результате формирующего эксперимента произошло заметное улучшение факторов социально–психологической адаптированности учащихся: понизился уровень тревожности, заметно снизился уровень индекса агрессивности и индекса враждебности, повысился уровень школьной мотивации.
При написании работы использовались методические рекомендации Т.А. ...
Система социальной иерархии
Группировки обезьян совершенно непостоянны. Некоторые животные предпочитают бродить в одиночестве, но порой охотно присоединяются к тем или иным временным группам, включающим до 30 обезьян. Существуют более постоянные небольшие альянсы – это обычно либо семейные группы, состоящие из матери и ее двух-трех детей разного возраста, либо объ ...
Способности
Способности - индивидуально-психологические особенности личности,
обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно кл ...
Разделы