Типичные личностные реакции подросткового возраста:
активный протест («оппозиция»);
стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»);
стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»);
стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»);
группирование со сверстниками («группирование»);
половое влечение и т.п.
Эти особенности подросткового возраста являются нормальными, но при неблагоприятных условиях развития могут привести к разным формам отклоняющегося поведения:
1. Коммуникативная девиация (избегание контактов с окружающей средой – аутизация или, наоборот, гиперобщительность, конформизм, лживость, нарцистическое поведение).
2. Эстетические отклонения (нелепые украшения, вульгарные наряды, вызывающие аксессуары костюма).
3. Гигиенические отклонения (демонстративное пренебрежение личной гигиеной, безразличие к своей внешности, манере поведения за столом и т.п.).
4. Различные деструктивно-дезадаптивные поступки (словесная и физическая агрессия, хулиганства, кражи).
Агрессивность сама по себе – это источник активности индивида. Важно учитывать цель, которую ставит перед собой индивид: защита своих прав и интересов, самоутверждение, конкуренция или это мотивированное деструктивное поведение с целью нанести вред объектам нападения.
5. Суицидальное поведение (агрессия, направленная на себя).
Степень выраженности склонности к самоубийству у детей и подростков может быть разной – от суицидальных мыслей, представлений, переживаний, высказываний, замыслов, намерений, действий, до суицидальных попыток, незавершенного и завершенного суицида. Предшествует суицидальному поведению антивитальное поведение (не направленное на жизнь) - отрицание жизни, высказывания о бессмысленности существования. Это парасуицидальное поведение (не настоящее суицидальное) демонстративного, театрального характера. Цель такого поведения – не смерть, а шантаж близких. Это могут быть также действия, направленные на саморазрушение, «для остроты ощущений».
Попытки самоубийства чаще совершают девочки, а количество завершенных самоубийств выше среди мальчиков.
В младшем подростковом возрасте попытки самоубийства носят импульсивный характер. Это не истинное стремление к смерти. А желание избежать конфликта, трудной ситуации. В среднем подростковом возрасте суицидальные попытки отличаются демонстративным самоповреждением. Часто в состоянии аффективного напряжения. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам. Практически не владеют навыками самоконтроля. Важно знать: у человека, предпринявшего попытку суицида, в дальнейшем в 7 раз повышается вероятность ее повторения.
Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка:
Ø Эмоциональные – чувство беспомощности, собственной малозначимости, растерянности, депрессия, ощущение вины, чрезмерные страхи, тревога.
Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом
возрасте. Самосознание как психологическая характеристика
личности
Феномен самосознания можно рассматривать с разных точек зрения, в частности: философии, этики, педагогики, а также психологии.
В рамках данной дипломной работы мы будем рассматривать самосознание с точки зрения психологии.
В психологии же на феномен самосознания не имеется однозначной позиции. По мнению В.Ф.Сафина причина разного по ...
Трансформация энергии
Энергия трансформируется посредством работы. Работа может представлять внешнюю активность с использованием полосатой мускулатуры или же быть ментальной (восприятие, запоминание, мышление и др.). Эта открытая или скрытая активность направлена на снижение напряжения. Во многом она определяется обществом, в котором воспитан человек. " ...
Формы проявления внимания
Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны.
В.В. Петухов предложил выделять две группы психи ...
Разделы