Типичные личностные реакции подросткового возраста:
активный протест («оппозиция»);
стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»);
стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»);
стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»);
группирование со сверстниками («группирование»);
половое влечение и т.п.
Эти особенности подросткового возраста являются нормальными, но при неблагоприятных условиях развития могут привести к разным формам отклоняющегося поведения:
1. Коммуникативная девиация (избегание контактов с окружающей средой – аутизация или, наоборот, гиперобщительность, конформизм, лживость, нарцистическое поведение).
2. Эстетические отклонения (нелепые украшения, вульгарные наряды, вызывающие аксессуары костюма).
3. Гигиенические отклонения (демонстративное пренебрежение личной гигиеной, безразличие к своей внешности, манере поведения за столом и т.п.).
4. Различные деструктивно-дезадаптивные поступки (словесная и физическая агрессия, хулиганства, кражи).
Агрессивность сама по себе – это источник активности индивида. Важно учитывать цель, которую ставит перед собой индивид: защита своих прав и интересов, самоутверждение, конкуренция или это мотивированное деструктивное поведение с целью нанести вред объектам нападения.
5. Суицидальное поведение (агрессия, направленная на себя).
Степень выраженности склонности к самоубийству у детей и подростков может быть разной – от суицидальных мыслей, представлений, переживаний, высказываний, замыслов, намерений, действий, до суицидальных попыток, незавершенного и завершенного суицида. Предшествует суицидальному поведению антивитальное поведение (не направленное на жизнь) - отрицание жизни, высказывания о бессмысленности существования. Это парасуицидальное поведение (не настоящее суицидальное) демонстративного, театрального характера. Цель такого поведения – не смерть, а шантаж близких. Это могут быть также действия, направленные на саморазрушение, «для остроты ощущений».
Попытки самоубийства чаще совершают девочки, а количество завершенных самоубийств выше среди мальчиков.
В младшем подростковом возрасте попытки самоубийства носят импульсивный характер. Это не истинное стремление к смерти. А желание избежать конфликта, трудной ситуации. В среднем подростковом возрасте суицидальные попытки отличаются демонстративным самоповреждением. Часто в состоянии аффективного напряжения. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам. Практически не владеют навыками самоконтроля. Важно знать: у человека, предпринявшего попытку суицида, в дальнейшем в 7 раз повышается вероятность ее повторения.
Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка:
Ø Эмоциональные – чувство беспомощности, собственной малозначимости, растерянности, депрессия, ощущение вины, чрезмерные страхи, тревога.
Практические рекомендации для кадровых служб администраций города Самары по
подбору персонала
Характеристика муниципальной службы как профессиональной управленческой деятельности является исходным критерием для составления личностного профиля муниципального служащего, включающего в себя основные личностные характеристики и позволяющего быть эффективным в сфере муниципального управления.
Особое значение приобретает интегрирующая ...
Причины возникновения стресса
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.
Итак, выделим источники стресса:
1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);
2. Мелкие ежедневные неурядицы;
3. Конфликты либо общение с неприятными ...
Теоретический вызов из области современных исследований сознания.
На протяжении всей истории современной науки поколения исследователей с энтузиазмом осваивали направления, предложенные ньютоно-картезианской парадигмой, отбрасывая те концепции и наблюдения, которые ставили под сомнение базисные философские предпосылки, разделяемые научным сообществом. Почти все ученые были столь основательно запрограм ...
Разделы