Таким образом, преимущество множественных связей в социальной организации состоит в возможности приспособления ресурсов одного типа отношений для использования в других типах отношений.
Практическое применение концепции социального капитала Коулмена
Коулмен применял концепцию социального капитала в своем анализе причин низких показателей школьной успеваемости и преждевременного ухода из школы некоторых подростков. Причиной низких показателей школьной успеваемости и преждевременного ухода из школы, по мнению Коулмена, является дефицит социального капитала семейного круга и социальной среды этих учеников.
Обобщая теоретические взгляды Коулмена, можно сказать, что для этого исследователя концепция социального капитала является производной от теории рационального действия и обмена, лишенных, однако, индивидуалистских крайностей. В толковании Коулмена, «Социальный капитал как ресурс действия – это один из способов вовлечения элемента социальной структуры в теоретическую парадигму рационального действия» (Коулман, 2001).
В российской социологии концепция социального капитала стала предметом изучения сравнительно недавно. Как само понятие, так и определение теоретических способов осмысления феномена, во многом остаются не освоенными, а соответствующий понятийный и терминологический аппарат находятся в стадии формирования на основе заимствования зарубежного опыта. Тем не менее, публикации в отечественных научных изданиях в последние годы позволили российским исследователям познакомиться с главными «каноническими» работами основоположников теории социального капитала, включиться в проблематику дискуссий о статусе данной концепции в современной социологии. Содержанию теоретических основ концепции социального капитала посвящены работы Бусовой Н., Дискина И.Е., Радаева В.В., Степаненко В., Стрельниковой Л.В., Шихирева П.Н. Проблематика социального капитала становится предметом дискуссий не только в среде социологов, но и среди представителей других социальных наук. К настоящему времени в отечественной социологии представлено сравнительное небольшое количество публикаций, посвященных эмпирическому анализу роли социального капитала в различных экономических и социальных практиках. К примеру, исследование неформальных социальных сетей у Градосельской Г.В. (Градосельская, 1999), анализ роли социального капитала в системе нерыночного обмена Барсуковой.
В качестве представителя отечественного экономико-социологического подхода к социальному капиталу возьмем Вадима Валерьевича Радаева.
«Основные свойства капитала:
1. ограниченный хозяйственный ресурс
2. накапливаемый хозяйственный ресурс
3. ресурс, обладающий определенной ликвидностью, способностью превращаться в денежную форму
4. стоимость, воспроизводящаяся в процессе непрерывного кругооборота форм
5. стоимость, приносящая новую, добавочную стоимость
Капитал – накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм.
Формы капитала:
· экономический
· физический
· культурный
· человеческий
· социальный
· административный
· политический
· символический» (Радаев, 2002)
«Социальный капитал – это совокупность отношений, порождающих действия. Эти отношения связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций» (Коулман, 2001). Эта одновременная концентрация ожиданий и обязательств выражается обобщающим понятием доверия Чем больше обязательств накоплено в данном сообществе, тем выше «вера в реципрокность», или взаимность и, следовательно, уровень социального капитала.
Свойства социального капитала (Радаев, 2002):
1. Не является атрибутом отдельного человека (в отличие от культурного и человеческого капитала)
2. Его объективированную структурную основу формируют сети социальных связей,
3. институциональная основа социального капитала – принадлежность к определенному социальному кругу, или членство в группе.
4. стратификационные различия воспроизводятся в рамках сетевой системы.
5. В своей вещной форме социальный капитал может воплощаться в таких вещах, как списки адресов и телефонов «нужных людей».
6. степень формализации социального капитала относительно низкая.
Взаимосвязь профессионального самоопределения и
профессиональной установки студентов
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.
Существуют различные варианты определения пон ...
Потребности личности
Потребности - это то, в чем мы нуждаемся, то, что мы имеем желание и намерение удовлетворить, чего мы стремимся достичь или избежать, это то, что представляет для нас интерес, составляет мотив, движущую силу нашей активности.
Среди параметров, используемых для описания потребностей, в первую очередь следует назвать признаки их качестве ...
Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г. Зеи. Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности
среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи
Эмпирическое исследование проводилось по следующим этапам:
1. Подготовительный, т.е. разработка программы исследования, определение целей, задач, плана ( ноябрь 2006г).
2. Прикладной – сбор первичной социологической информации, который включал записи наблюдения, результаты опросов, работу с научно-методическими источниками ( декабрь 2 ...



Разделы