Зарубежная психология перенесла центр тяжести при изучении малых групп на исследование особенностей межличностного общения индивидов в группах, рассматривая его в контексте симпатий и антипатий, безразличия и привязанности, которые испытывают друг к другу индивиды в процессе общения и взаимодействия.
Согласно мнению представителей групповой динамики (М. Аргайл, Р. Бейлс, А. Зандер, Д. Картрайг, А. Харе), характер и особенности межличностного общения индивидов в малых группах определяют и обусловливают собой все важнейшие групповые характеристики [3, 9, 18]. Таким образом, сплоченность группы, уровень интегративпой деятельности ее членов, положение индивида в группе, его самооценка, уровень притязаний, устойчивость или конформность, способность группы противостоять силам, направленным на ослабление или разрыв внутригрупповых связей, тип лидерства - все эти важнейшие характеристики якобы зависят прежде всего от характера и особенностей протекания коммуникативных актов между членами группы, или, другими словами, от особенностей взаимодействия, индивидов.
Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию - было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентации, т.е. балансу в группе [18].
Все важнейшие феномены, при помощи которых можно описать процессы взаимоотношений личностей с группами, раскрываются в современной зарубежной социальной психологии исходя из анализа социального взаимодействия и коммуникативных актов - такой подход разработан и предложен М. Аргайлом, Р. Бейлсон, Д. Картрайтом, Т. Ньюкомом, А. Харе, Г. Хомансом [3, 9, 18].
Основными единицами анализа деятельности группы у Р. Бейлса, Г. Хоманса и др. является частота, интенсивность контактов (взаимодействий), т. е. единицы количественного измерения. Важнейшим индикатором положения человека в группе, уровня его активности они считают количество взаимодействий или коммуникативных актов, которыми он обменивается с членами группы. Причем имеются в виду не просто взаимодействия или коммуникации, а взаимодействия и коммуникации, имеющие определенную эмоциональную окраску и содержание.
Р. Бейлс считает, что взаимодействие происходит тогда, когда субъект производит какую-либо единицу действия, значимую и определенную (слово, жест, акт поведения) и когда эта единица является для другого субъекта источником определенной информации, стимулом, заставляющим его реагировать тем или иным способом. Р. Бейлс различает 12 признаков поведения при взаимодействии членов групп [18]:
1) стремится к солидарности, подбадривает других членов группы, поддерживает моральный дух группы;
2) спокоен, чувствует удовлетворение, легко и непринужденно держит себя со всеми;
3) одобряет, молча свидетельствует о своем присоединении;
4) предлагает, указывает направление, но всегда в корректной форме;
5) высказывает мнение, оценивает;
6) дает информацию, разъясняет;
7) требует информации, просит повторить (в категорической или мягкой форме);
8) интересуется оценкой своих действий;
9) просит указаний о возможных путях действий;
10) высказывает неодобрение, отказывается от участия;
11) проявляет напряженность (стесненность, беспокойство, фрустрацию);
12) проявляет агрессивность, унижая других, стремится подорвать моральный дух группы.
Р. Бейлс утверждает, что, зная процентное отношение каждой из перечисленных выше категорий к общей совокупности коммуникативных актов, можно составить себе определенное представление о каждом члене группы, его месте в структуре групповых отношений [18]. Существуют и другие способы регистрации взаимодействий индивидов в составе малых групп: система Хейнса, Картера, однако наиболее доступной и простой является система, предложенная Р. Бейлсом.
Таким образом, продолжительность взаимодействий, их частота и содержание стали в современной зарубежной психологии исходными понятиями для анализа малых групп и их феноменов.
Программа формирования морального самосознания подростков для профилактики
деликвентного поведения
В ходе анализа результатов исследования была выявлена лишь частичная сформированность морального уровня самосознания подростков, его рост по мере взросления, развития социальной зрелости. Но при этом наблюдалась инфантильность суждений, использование понятий морального уровня самосознания в качестве удовлетворения эгоистических потребно ...
Характер
Характер-совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельность и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера заключается в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям ...
Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика ...
Разделы