Обследование ребенка

Задача логопеда - психолога состоит в том, чтобы с помощью наи­более простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности рече­вого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.

Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший 'контакт с ребенком. С этой целью в момент, когда начинается бесе­да с родителями, ребенку предлагается выбрать себе иг­рушку, поиграть с ней или взять бумагу, карандаш и нари­совать что-либо по его усмотрению. Рисунок или игра может служить дополнительным материалом и расширить данные обследования, и вместе с тем создают непринужденную об­становку, которая будет способствовать налаживанию более тесного контакта с ребенком. Наблюдения за его самостоя­тельными действиями осуществляет логопед, который нена­вязчиво подсказывает варианты игры (рисунка), подбадри­вает ребенка, пытаясь войти к нему в доверие и располо­жить к себе. Это, в свою очередь, помогает вызвать у ре­бенка хороший эмоциональный настрой, доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка.

Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи.

Цель беседы:

выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний;

наблюдать за поведением обследуемого.

В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами поль­зуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформ­ляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. При выявлении развития (не­доразвития) дошкольников в процессе беседы уделяется вни­мание самостоятельности высказывания, так как в данный момент ослабляется контроль над речью, что помогает вы­явить отдельные проявления, характерные для недоразвития речи или заикания, хотя они могут быть и не отмечены в прилагаемых документах.

Во время беседы необходимо фиксировать и состояние Слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспраши­вает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом (сниженной громкости).

Вопросы и содержание беседы желательно продумать заранее. Т&ма должна быть простой, близкой и хорошо зна­комой ребенку. Например, беседа, касающаяся непосредст­венно знаний ребенка о 'самом себе. Вопросы следует фор­мулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и-правильно ответить.

Примерный перечень вопросов:

— Как тебя зовут?

— Знаешь ли ты свою фамилию?

— Сколько тебе лет?

— Когда твой день рождения?

— Как зовут маму, папу (бабушку, дедушку)?

— Где ты живешь (улица, номер дома, квартиры)?

— Есть ли у тебя братья и сестры?

— Как их зовут?

— Сколько им лет?

— Кто из вас старше?

— Кто из вас посещает сад (ясли)?

— Где работают родители?

— Чем занимаются родителя на

работе?

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одяим словом, то после некоторых ответов можно задавать дополнитель­ные вопросы, и таким образом вызвать ребенка на более распространенный ответ. Например, после ответа на вопрос “Кто из вас старше?” (“я”, “брат”, “сестра”) можно спро­сить: “А почему ты так думаешь?” “Потому, что мне уже 6 лет, а брату 4 года” или “Что делают (чем занимаются) дети в саду?”, “А чему учат там детей?” и т. п.

Такая беседа имеет определенное значение как для про­верки слуха, интеллекта, так и в плане оценки знаний ре­бенка: быстро и правильно ли он отвечает, обращается ли за помощью к родителям и как это делает; как реагирует на возникшие затруднения при ответах, огорчается ли, если чувствует, что ответы ошибочны.

В результате проведенной беседы выявляется уровень ре­чевого развития (в общих чертах), интеллект и слух. Соз­дается общее впечатление о ребенке. Если общее впечатле­ние благоприятное, то слух и интеллект отдельно и специаль­но не проверяют. И, напротив, если возникают сомнения, то после беседы проводится обследование слуха, интеллекта и более углубленное обследование речи.

Как показывает практика, документы, представленные на медико-педагогическую комиссию, 'не всегда точно и пра­вильно характеризуют состояние олуха ребенка. Нередко на комиссию направляются дети с нарушениями слуха, которое в документах не отмечено.

Известно, что даже незначительное снижение слуха, не­заметное для окружающих, может привести к неправильно­му'форм'ирозз1?ию речи. Иногда на комиссию приходят дети с диагнозом “сенсорная” или “моторная” алалия, а при тща­тельной проверке оказывается, что у ребенка нарушен слух.

Кроме слабослышащих, часто на отборочные комиссии направляются дети с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому особенно тщательно рекомендуется проверять умст­венные способности дошкольников с тяжелым недоразви­тием речи.


Эмпирическое исследование основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Цель, задачи, методы исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Объектомисследования являлась учебно-профессиональная деятельность молодёжи. Предметомисследования выступали мотивы приобретения молодёжью высшего образования. Цель исследования: изучить основные мотивы поступлен ...

Методика № 9. « Шкала контроля за действием»
Инструкция: Читайте внимательно каждый вопрос и ответы к нему, отвечайте не вдумываясь, правдиво то, что первым приходит в голову. Интерпретация: Испытуемая № 1. Гриценко С.А. Возраст – 39 лет. Контроль за действием при неудачи: 4 Контроль за действием при планировании: 5 Контроль за действием при реализации: 9 Согласно выше ук ...

Изучение социально-психологического климата малых торговых предприятий.
Было проведено исследование социально-психологического климата по 4 выделенным торговым предприятиям (табл. 2-5). Табл. 2. Предприятие 1. сотрудники Социально-психол. климат Высокий Средний Низкий Неблагопр. 1. 34 2. 38 3. 29 4. 40 5. 45 6. ...