Задача логопеда - психолога состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности речевого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.
Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший 'контакт с ребенком. С этой целью в момент, когда начинается беседа с родителями, ребенку предлагается выбрать себе игрушку, поиграть с ней или взять бумагу, карандаш и нарисовать что-либо по его усмотрению. Рисунок или игра может служить дополнительным материалом и расширить данные обследования, и вместе с тем создают непринужденную обстановку, которая будет способствовать налаживанию более тесного контакта с ребенком. Наблюдения за его самостоятельными действиями осуществляет логопед, который ненавязчиво подсказывает варианты игры (рисунка), подбадривает ребенка, пытаясь войти к нему в доверие и расположить к себе. Это, в свою очередь, помогает вызвать у ребенка хороший эмоциональный настрой, доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка.
Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи.
Цель беседы:
выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний;
наблюдать за поведением обследуемого.
В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. При выявлении развития (недоразвития) дошкольников в процессе беседы уделяется внимание самостоятельности высказывания, так как в данный момент ослабляется контроль над речью, что помогает выявить отдельные проявления, характерные для недоразвития речи или заикания, хотя они могут быть и не отмечены в прилагаемых документах.
Во время беседы необходимо фиксировать и состояние Слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом (сниженной громкости).
Вопросы и содержание беседы желательно продумать заранее. Т&ма должна быть простой, близкой и хорошо знакомой ребенку. Например, беседа, касающаяся непосредственно знаний ребенка о 'самом себе. Вопросы следует формулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и-правильно ответить.
Примерный перечень вопросов:
— Как тебя зовут?
— Знаешь ли ты свою фамилию?
— Сколько тебе лет?
— Когда твой день рождения?
— Как зовут маму, папу (бабушку, дедушку)?
— Где ты живешь (улица, номер дома, квартиры)?
— Есть ли у тебя братья и сестры?
— Как их зовут?
— Сколько им лет?
— Кто из вас старше?
— Кто из вас посещает сад (ясли)?
— Где работают родители?
— Чем занимаются родителя на
работе?
Если ребенок отвечает на каждый вопрос одяим словом, то после некоторых ответов можно задавать дополнительные вопросы, и таким образом вызвать ребенка на более распространенный ответ. Например, после ответа на вопрос “Кто из вас старше?” (“я”, “брат”, “сестра”) можно спросить: “А почему ты так думаешь?” “Потому, что мне уже 6 лет, а брату 4 года” или “Что делают (чем занимаются) дети в саду?”, “А чему учат там детей?” и т. п.
Такая беседа имеет определенное значение как для проверки слуха, интеллекта, так и в плане оценки знаний ребенка: быстро и правильно ли он отвечает, обращается ли за помощью к родителям и как это делает; как реагирует на возникшие затруднения при ответах, огорчается ли, если чувствует, что ответы ошибочны.
В результате проведенной беседы выявляется уровень речевого развития (в общих чертах), интеллект и слух. Создается общее впечатление о ребенке. Если общее впечатление благоприятное, то слух и интеллект отдельно и специально не проверяют. И, напротив, если возникают сомнения, то после беседы проводится обследование слуха, интеллекта и более углубленное обследование речи.
Как показывает практика, документы, представленные на медико-педагогическую комиссию, 'не всегда точно и правильно характеризуют состояние олуха ребенка. Нередко на комиссию направляются дети с нарушениями слуха, которое в документах не отмечено.
Известно, что даже незначительное снижение слуха, незаметное для окружающих, может привести к неправильному'форм'ирозз1?ию речи. Иногда на комиссию приходят дети с диагнозом “сенсорная” или “моторная” алалия, а при тщательной проверке оказывается, что у ребенка нарушен слух.
Кроме слабослышащих, часто на отборочные комиссии направляются дети с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому особенно тщательно рекомендуется проверять умственные способности дошкольников с тяжелым недоразвитием речи.
Эмпирическое исследование основных мотивов приобретения
молодёжью высшего образования. Цель, задачи, методы исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Объектомисследования являлась учебно-профессиональная деятельность молодёжи. Предметомисследования выступали мотивы приобретения молодёжью высшего образования.
Цель исследования:
изучить основные мотивы поступлен ...
Методика № 9. « Шкала контроля за действием»
Инструкция:
Читайте внимательно каждый вопрос и ответы к нему, отвечайте не вдумываясь, правдиво то, что первым приходит в голову.
Интерпретация:
Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст – 39 лет.
Контроль за действием при неудачи: 4
Контроль за действием при планировании: 5
Контроль за действием при реализации: 9
Согласно выше ук ...
Изучение социально-психологического климата малых торговых предприятий.
Было проведено исследование социально-психологического климата по 4 выделенным торговым предприятиям (табл. 2-5).
Табл. 2. Предприятие 1.
сотрудники
Социально-психол. климат
Высокий
Средний
Низкий
Неблагопр.
1.
34
2.
38
3.
29
4.
40
5.
45
6. ...
Разделы