Введение

Три десятилетия назад лучшие умы психологии либо неуклонно впадали в болезнь жестко количественного подхода к описанию изучаемых явлений, либо честно стремились проследить бессознательную мотивацию до ее тайного логова. Между этими двумя стремнинами Гордон Олпорт безмятежно следовал собственным путем, отстаивая важность качественного изучения индивидуальных случаев и подчеркивая роль сознательной мотивации. Этот отказ плыть в соответствии с современными ему течениями мысли иногда проявляется в том, что формулировки Олпорта кажутся архаичными и старомодными, но в иных обстоятельствах он выглядит поборником новых и возмутительно радикальных идей.

Его систематическая позиция представляет дистилляцию и разработку идей, частично извлеченных из таких авторитетных источников, как гештальтпсихология, теория Вильяма Штерна, Уильяма Джеймса и Уильяма Мак-Даугалла. От гештальттеории и от Штерна пришло недоверие к привычным аналитическим методам естественных наук и глубокий интерес к уникальности индивида, а также к конгруэнтности его поведения. Работы Джеймса нашли отражение не только в блестящем писательском стиле Олпорта, гуманистической ориентации при рассмотрении человеческого поведения и интересу к «Я», но также в определенных сомнениях относительно возможности на основе психологических методов адекватно представить и полностью понять загадку человеческого поведения. С позицией Мак-Даугалла Олпорта сближает внимание к мотивационным переменным, признание важной роли генетических и конституциональных факторов и использование представлений об «эго».

Как можно охарактеризовать теоретические убеждения Олпорта? Прежде всего, его труды являют непрекращающуюся попытку воздать должное сложности и уникальности поведения индивида. Несмотря на ослепляющую сложность индивида, основные тенденции в человеческой природе проявляют базовую конгруэнтность или единство. Далее, сознательные детерминанты поведения имеют подавляющее значение – во всяком случае, для здорового индивида. Признание конгруэнтности поведения и значимости сознательной мотивации естественно привели Олпорта к феномену, часто обозначаемому терминами «Я» и «эго». Вниманию к факторам разума соответствует убеждение Олпорта в том, что человек – в большей степени порождение настоящего, а не прошлого. Его понятие «функциональной автономии» представляет попытку освободить теоретика и исследователя от необходимости заниматься историей организма. В широком смысле его взгляд на человека подчеркивает позитивные, сознательные элементы мотивации, а поведение видится как внутренне согласованное и детерминируемое факторами настоящего.

По Олпорту, есть разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высоко эффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются мало полезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолютно адекватные концептуализации младенчества или раннего детства, неадекватны как репрезентации взрослого поведения.

Олпорт заявляет, что его работа всегда ориентирована скорее на эмпирические проблемы, а не на достижение теоретического или методологического единства. Он отстаивает правомерность открытой теории личности, а не закрытой или закрытой частично. Олпорт считает себя плюралистом, работающим в русле системного эклектизма. «Плюралист в психологии – это мыслитель, не исключающий ни одного атрибута человеческой природы, который кажется важным». Личность для него – это загадка, которую нужно максимально адекватно разгадать при помощи инструментов середины двадцатого столетия; так что он поставил и другие проблемы: слухи, радио, предрассудки, психология религии, природа установок и др. Ко всем этим областям он применяет концепты – эклектично и плюралистично, стремясь к тому, что может дать наиболее адекватное рассмотрение на современном уровне знаний. Таким образом, для него не имеет большого значения вопросы формальной адекватности его теории.


Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в ...

Заикание
'' , Кроме групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи и задержкой, психического развития речи, в дошкольном учреждении естьгруппы для детей с заиканием. В группы с заиканием/принимаются дети с 4—5-и лет на 2—3 года. Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует пси ...

Табакокурение (никотинизм)
Наряду с алкоголем табак — самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации та­бачной зависимости по МКБ (международной классифи­кации болезней), нюханье, жевание и другие формы по­требления табака значительно уступают курению. Куре­ние сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению ...