Материалы » Исследование темпераментного профиля личности » Проблема изучения темпераментного профиля личности. История изучения темперамента

Проблема изучения темпераментного профиля личности. История изучения темперамента
Страница 2

Психологические характеристики, которые, по мнению авторов, удовлетворяют этим критериям, несколько варьируют в разном возрасте. Для детей первых лет жизни они сводятся к 9 переменным, взаимная независимость которых подтвердилась при факторном анализе: 1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания и т.д., соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.); 2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, и продолжительность функций во времени, например, длительность сна); 3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы); 4) адаптивность (реакция на новую или меняющуюся ситуацию); 5) интенсивность (энергетический уровень) реакции независимо от ее качества и направленности; 6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности); 7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим); 8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения); 9) длительность внимания и настойчивость (две взаимосвязанные категории - продолжительность некоторой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

Критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс сводятся к минимуму ограничений: темперамент - это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.

Другие исследователи, А. Басc и Р. Пломин, разработавшие наиболее популярную в современной американской психологии концепцию темперамента, также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенческой черты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявлении темперамента. Чтобы конкретная черта могла считаться свойством темперамента, она должна удовлетворять еще пяти критериям.

Основным критерием, по их мнению, является наследственная обусловленность свойств темперамента. Кроме этого, они должны быть относительно стабильными, сохраняться на протяжении всей жизни (т.е. быть такими, чтобы по особенностям, диагностированным в детстве, можно было предсказать соответствующие особенности темперамента во взрослом возрасте), иметь адаптивное значение (в эволюционном смысле, т.е. способствовать биологическому приспособлению) и обнаруживаться у животных

В соответствии с этим Басc и Пломин выделяют 3 характеристики темперамента, самостоятельность и взаимная независимость которых подтвердилась при факторизации опросников, составленных авторами, и при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения. Одинаковый набор свойств характеризует особенности темперамента в разных возрастах.

Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности. Для определения ее у детей их родителям предлагаются утверждения типа „Ребенок легко расстраивается", „Ребенок легко пугается" и т.д.

Страницы: 1 2 3


Игра
Движения, входящие в игровое поведение, обычно не отличаются от тех, которые встречаются у данного вида в ситуациях с иным функциональным содержанием, например, при охоте, драке, половой и манипуляторной активности. Однако в игровых ситуациях последовательности движений часто бывают незавершенными. У животных могут случайно выработатьс ...

Возникновение психологии как науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, ...

Анализ результатов контрольного исследования. Анализ результатов контрольного исследования по методике Филипса
Цель: Исследования уровня школьной тревожности у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 20.06.2005. Уровень общей тревожности в целом в группе нормальный, только у одного учащегося наблюдается повышенный уровень (08)- 10% . У всех остальных учащихся уровень общей тревожности нормальный-90%. Повышен уровен ...